Мнения

Вадим Самодуров
гендиректор Агентства стратегических коммуникаций

Казус Абдулатипова

5 августа 2016, 16:30

Фото: из личного архива

Семидесятилетний юбилей главы Дагестана Рамазана Абдулатипова – событие на самом деле не столько личное, сколько политическое. Не так много «долгожителей» осталось в российской политике, особенно на Северном Кавказе.

Абдулатипов плохо вписывается в те хитрые и затейливые узоры восточных интриг, которые приняты на Кавказе

И с «медицинской» точки зрения юбилей главы республики является поводом для того, чтобы поговорить о симптомах внутренней политики и о геронтологических факторах в ней. 

Как случилось, что один из самых нестабильных и проблемных регионов России возглавил человек «крайнего» для политики возраста? Когда Абдулатипов сменил Магомедсалама Магомедова на посту президента Республики Дагестан, ему было 67 лет.

На фоне прежнего главы, так же как и на фоне других глав северокавказских республик, Абдулатипов выглядел настоящим «дедушкой», назначение которого вызывало скорее недоумение, чем безусловную поддержку и понимание. На роль «усмирителя» Кавказа с его бандподпольем, терактами и клановыми разборками интеллигентный Абдулатипов со своим многолетним московским бэкграундом, на первый взгляд, не тянул.

Однако Владимир Путин выбрал его. Возможно, одной из скрытых причин этого выбора было то, что, в отличие от других претендентов на этот пост, Рамазан Абдулатипов совершенно не стремился к власти и не хотел ее.

К тому моменту в его политической биографии было уже все то, с чем можно спокойно уходить на пенсию: многолетний опыт работы в Госдуме, пост зампреда правительства при Черномырдине и Кириенко, профиль министра национальной политики при Примакове, сенаторский статус и так далее. С таким послужным списком спокойная старость не только гарантирована, но и желанна.

И Абдулатипов действительно вполне комфортно чувствовал бы себя в кресле ректора престижного вуза или в статусе чрезвычайного и уполномоченного посла в одной из зарубежных стран. Однако судьба (или трезвый расчет) забросили его в котел кавказской политики. Оправдал ли себя этот выбор?

С точки зрения более молодых и амбициозных игроков дагестанской политики, конечно, нет. Абдулатипов был и остается главным раздражителем практически для всех клановых и политических группировок в республике. Каждое его резкое слово, каждый кадровый ход или политическое решение вызывает шквал критики и нападок со всех сторон.

Однако, если сравнивать нынешний Дагестан с тем, каким он был до прихода «деда» (за глаза здесь многие называют Абдулатипова так), изменения очевидны. Из республики, перманентно находившейся на грани войны, Дагестан превратился во вполне среднестатистический регион. Со своей спецификой, характерной для всего Северного Кавказа.

Но это уже не горячая точка. Здесь по-прежнему бросается в глаза присутствие на улицах вооруженных милиционеров и омоновцев. Но еще несколько лет назад ситуация была такова, что сотрудники силовых ведомств республики вообще боялись выходить на улицу в форме, а самым повседневным и привычным методом решения политических и бизнес-споров был залп в окно дома из гранатомета.

Теперь в это верится с трудом. И те, кто еще недавно был готов к тому чтобы, взяв калашников, идти захватывать власть и расстреливать политических конкурентов, сегодня скорее склонны к тому, чтобы критиковать нынешнего главу, сидя в одном из ресторанов на берегу Каспия, или высмеивать в соцсетях то, как глава республики играет на пандуре в обеденный перерыв.

Говорить о всеобщей и безоговорочной поддержке Абдулатипова жителями республики, безусловно, нельзя. Абдулатипова мало кто любит. Его прямолинейность, его манера резко, а иногда и грубо отчитывать чиновников, министров, представителей местной элиты вызывает раздражение. Ему ставят в вину даже русскую жену.

Абдулатипов плохо вписывается в те хитрые и затейливые узоры восточных интриг, которые приняты на Кавказе. Но его «метод» во многом оказывается эффективным. И та роль, в которой он органично себя чувствует, оказалась востребована кавказской политикой. Суровый, консервативный, строгий, устраивающий взбучки, дед с глубоко советской закваской и советским воспитанием.

Он одинаково чужой и для «партии муфтията», и для либерально-светского Дагестана. Но в то же время Абдулатипов на этом этапе оказался реально компромиссной фигурой, которая никому ничем не обязана, не связана обязательствами и способна проводить непопулярные, но необходимые решения и меры. 

Жители Дагестана ждут перемен. Но, к сожалению, они сами не понимают и не видят, какими должны быть эти перемены. Когда после прихода к власти Рамазана Абдулатипова вертолет ФСБ сел на главной площади Махачкалы, чтобы арестовать мэра города Саида Амирова, известного под кличкой Кровавый Рузвельт, многим показалось, что «светлое будущее» наступит уже завтра.

А потом наступило некоторое разочарование и охлаждение, потому что коррупцию не удалось победить, потому что «показательных казней» оппонентов не последовало, потому что в республику не потек бурный поток федеральных денег из Москвы. Кавказ любит, чтобы все было четко, быстро и волшебно.

Но надо понимать, что аппаратный и политический опыт Абдулатипова – совершенно не кавказские, ни по стилю, ни по содержанию. Абдулатипов пытается навести порядок в Дагестане так, как это делал бы советский партаппаратчик, присланный в республику из Москвы. Была в СССР такая практика, и она, надо сказать, себя оправдывала. 

Основная проблема Рамазана Абдулатипова в том, что он не пытается завоевать сердца и симпатии дагестанцев. Возможно, он понимает, что это неосуществимо. Может быть, просто считает, что на это нет времени. Именно поэтому Абдулатипов никогда не станет современным Кемалем Ататюрком кавказской политики.

Абдулатипов – не диктатор и не харизматический лидер. Скорее он консервативный революционер, который хочет вернуть то лучшее, что было при советской власти. Путь спорный и неоднозначный – но по крайней мере проверенный и понятный. 

Есть люди, чья миссия и роль в истории заключается не в стремительных прорывах и великих потрясениях, а в том, чтобы выполнять неблагодарную работу вздорного и требовательного старика, который всех поучает и не дает «разгуляться».

То, что сделал Абдулатипов для Дагестана, станет видно через пять–десять лет, когда окончательно уйдут со сцены деятели образца Саида Амирова, а самая большая по численности северокавказская республика станет в хорошем смысле оплотом консерватизма.

Вам может быть интересно

Песков заявил об отсутствии планов у Путина посетить «Совет мира»
Темы дня

Иранские либералы помогают Западу ослаблять собственную страну

Бушующий в Иране экономический кризис стал прямым следствием вмешательства США, признают в Белом доме. Но самое удивительное, что этому вмешательству способствовало само высшее руководство Ирана, ставшее жертвой обмана Запада. Как это произошло и на какую приманку Западу удалось поймать иранских либералов и реформаторов?

В Прибалтике ищут виновных за растрату миллиардов на «дорогу в никуда»

Десятки латвийских чиновников попали под допросы в рамках уголовного дела о злоупотреблениях при строительстве гигантского «проекта века» – железной дороги Rail Baltica. Магистраль стоимостью в десятки миллиардов евро стала символом прибалтийской коррупции и некомпетентности. Как и почему такое произошло – и кто в итоге за это ответит?

Мосгорсуд вернул участок и дом экс-замглаве Минобороны Иванову

В Казахстане комика Сабурова решили проверить по статье о наемничестве

BMW может отозвать полмиллиона автомобилей из-за угрозы возгорания

Новости

Экс-генсека Совета Европы лишили иммунитета из-за связей с Эпштейном

Комитет министров Совета Европы лишил бывшего генерального секретаря организации Турбьерна Ягланда иммунитета для проведения антикоррупционного расследования.

Минэкономразвития рекомендовало россиянам отказаться от поездок на Кубу

Минэкономразвития России рекомендовало россиянам воздержаться от поездок на Кубу из-за чрезвычайной ситуации с топливом.

«Рижский хлеб» включен в перечень экстремистских организаций

В список террористов и экстремистов внесли компанию «Рижский хлеб», среди членов которой значатся граждане Латвии и Украины.

Сербия отказалась по требованию Запада запрещать российские СМИ

Руководство Сербии заявило о сохранении работы российских СМИ в стране, несмотря на рекомендации ЕС закрыть их для ускорения евроинтеграции.

Премию им. Кеосаяна решено вручить семье погибшего охранника техникума в Анапе

Семье охранника, который первым попытался остановить вооружённого подростка во время нападения на колледж в Анапе, будет вручена премия имени Тиграна Кеосаяна, сообщила главред RT Маргарита Симоньян.

Богомолов освобожден от должности и. о. ректора Школы-студии МХАТ

Режиссер Константин Богомолов освобожден от исполнения обязанностей ректора Школы-студии МХАТ по собственному желанию.

НАТО решило привлечь к учениям в Арктике десятки тысяч военных

Генсек НАТО Марк Рютте сообщил о планах альянса провести масштабные учения в полярных широтах с участием десятков тысяч военных.

Токаев назначил дату референдума по новой Конституции Казахстана

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ о проведении республиканского референдума по новой Конституции страны 15 марта 2026 года.

Действия США против Гренландии предложили включить в учебники истории

Новые попытки США установить контроль над Гренландией будут, вероятно, отражены в российских учебниках по истории. Об этом газете ВЗГЛЯД сообщил научный директор РВИО Михаил Мягков. По его словам, в учебные пособия также включат ключевые события СВО и геостратегические успехи российской армии. В среду в Москве анонсировали планы Российского военно-исторического общества по работе в 2026 году.

МИД: Западные компании могут вернуться без преференций

Ушедшие с российского рынка западные компании смогут вернуться, но российский бизнес получит преференции и будет в приоритете в экономике страны, отметили в МИД.

Россиянам разрешили возвращать деньги за купленные на Кубу туры

Россияне с путевками на Кубу получили право выбрать новую дату, другое направление или оформить возврат средств после приостановки полетной программы, сообщила журналистам генеральный директор туроператора Pegas Touristik (входит в Российский союз туриндустрии) Анна Подгорная.

Украина лишила место Переяславской рады статуса памятника истории

Место проведения Переяславской рады утратило статус памятника национального значения на Украине по решению правительства, опубликованному на сайте Минкульта страны.
Мнения

Геворг Мирзаян: Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

Владимир Можегов: Правительство Британии идет на дно на фоне Эпштейн-скандала

Британское правительство получило несовместимую с жизнью пробоину и самым очевидным образом тонет, увлекая за собой, возможно, и большую часть британского истеблишмента. И не только британского.

Тимофей Бордачёв: Хорошими дипломатами можно быть и в плохие времена

Почему разговоры о том, что российская дипломатия ведет себя «слишком» сдержанно, как и насмешки над «выражением озабоченностей» и бесконечным определением «красных линий» выглядят наивно?
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов