Мнения

Вадим Самодуров
гендиректор Агентства стратегических коммуникаций

Казус Абдулатипова

5 августа 2016, 16:30

Фото: из личного архива

Семидесятилетний юбилей главы Дагестана Рамазана Абдулатипова – событие на самом деле не столько личное, сколько политическое. Не так много «долгожителей» осталось в российской политике, особенно на Северном Кавказе.

Абдулатипов плохо вписывается в те хитрые и затейливые узоры восточных интриг, которые приняты на Кавказе

И с «медицинской» точки зрения юбилей главы республики является поводом для того, чтобы поговорить о симптомах внутренней политики и о геронтологических факторах в ней. 

Как случилось, что один из самых нестабильных и проблемных регионов России возглавил человек «крайнего» для политики возраста? Когда Абдулатипов сменил Магомедсалама Магомедова на посту президента Республики Дагестан, ему было 67 лет.

На фоне прежнего главы, так же как и на фоне других глав северокавказских республик, Абдулатипов выглядел настоящим «дедушкой», назначение которого вызывало скорее недоумение, чем безусловную поддержку и понимание. На роль «усмирителя» Кавказа с его бандподпольем, терактами и клановыми разборками интеллигентный Абдулатипов со своим многолетним московским бэкграундом, на первый взгляд, не тянул.

Однако Владимир Путин выбрал его. Возможно, одной из скрытых причин этого выбора было то, что, в отличие от других претендентов на этот пост, Рамазан Абдулатипов совершенно не стремился к власти и не хотел ее.

К тому моменту в его политической биографии было уже все то, с чем можно спокойно уходить на пенсию: многолетний опыт работы в Госдуме, пост зампреда правительства при Черномырдине и Кириенко, профиль министра национальной политики при Примакове, сенаторский статус и так далее. С таким послужным списком спокойная старость не только гарантирована, но и желанна.

И Абдулатипов действительно вполне комфортно чувствовал бы себя в кресле ректора престижного вуза или в статусе чрезвычайного и уполномоченного посла в одной из зарубежных стран. Однако судьба (или трезвый расчет) забросили его в котел кавказской политики. Оправдал ли себя этот выбор?

С точки зрения более молодых и амбициозных игроков дагестанской политики, конечно, нет. Абдулатипов был и остается главным раздражителем практически для всех клановых и политических группировок в республике. Каждое его резкое слово, каждый кадровый ход или политическое решение вызывает шквал критики и нападок со всех сторон.

Однако, если сравнивать нынешний Дагестан с тем, каким он был до прихода «деда» (за глаза здесь многие называют Абдулатипова так), изменения очевидны. Из республики, перманентно находившейся на грани войны, Дагестан превратился во вполне среднестатистический регион. Со своей спецификой, характерной для всего Северного Кавказа.

Но это уже не горячая точка. Здесь по-прежнему бросается в глаза присутствие на улицах вооруженных милиционеров и омоновцев. Но еще несколько лет назад ситуация была такова, что сотрудники силовых ведомств республики вообще боялись выходить на улицу в форме, а самым повседневным и привычным методом решения политических и бизнес-споров был залп в окно дома из гранатомета.

Теперь в это верится с трудом. И те, кто еще недавно был готов к тому чтобы, взяв калашников, идти захватывать власть и расстреливать политических конкурентов, сегодня скорее склонны к тому, чтобы критиковать нынешнего главу, сидя в одном из ресторанов на берегу Каспия, или высмеивать в соцсетях то, как глава республики играет на пандуре в обеденный перерыв.

Говорить о всеобщей и безоговорочной поддержке Абдулатипова жителями республики, безусловно, нельзя. Абдулатипова мало кто любит. Его прямолинейность, его манера резко, а иногда и грубо отчитывать чиновников, министров, представителей местной элиты вызывает раздражение. Ему ставят в вину даже русскую жену.

Абдулатипов плохо вписывается в те хитрые и затейливые узоры восточных интриг, которые приняты на Кавказе. Но его «метод» во многом оказывается эффективным. И та роль, в которой он органично себя чувствует, оказалась востребована кавказской политикой. Суровый, консервативный, строгий, устраивающий взбучки, дед с глубоко советской закваской и советским воспитанием.

Он одинаково чужой и для «партии муфтията», и для либерально-светского Дагестана. Но в то же время Абдулатипов на этом этапе оказался реально компромиссной фигурой, которая никому ничем не обязана, не связана обязательствами и способна проводить непопулярные, но необходимые решения и меры. 

Жители Дагестана ждут перемен. Но, к сожалению, они сами не понимают и не видят, какими должны быть эти перемены. Когда после прихода к власти Рамазана Абдулатипова вертолет ФСБ сел на главной площади Махачкалы, чтобы арестовать мэра города Саида Амирова, известного под кличкой Кровавый Рузвельт, многим показалось, что «светлое будущее» наступит уже завтра.

А потом наступило некоторое разочарование и охлаждение, потому что коррупцию не удалось победить, потому что «показательных казней» оппонентов не последовало, потому что в республику не потек бурный поток федеральных денег из Москвы. Кавказ любит, чтобы все было четко, быстро и волшебно.

Но надо понимать, что аппаратный и политический опыт Абдулатипова – совершенно не кавказские, ни по стилю, ни по содержанию. Абдулатипов пытается навести порядок в Дагестане так, как это делал бы советский партаппаратчик, присланный в республику из Москвы. Была в СССР такая практика, и она, надо сказать, себя оправдывала. 

Основная проблема Рамазана Абдулатипова в том, что он не пытается завоевать сердца и симпатии дагестанцев. Возможно, он понимает, что это неосуществимо. Может быть, просто считает, что на это нет времени. Именно поэтому Абдулатипов никогда не станет современным Кемалем Ататюрком кавказской политики.

Абдулатипов – не диктатор и не харизматический лидер. Скорее он консервативный революционер, который хочет вернуть то лучшее, что было при советской власти. Путь спорный и неоднозначный – но по крайней мере проверенный и понятный. 

Есть люди, чья миссия и роль в истории заключается не в стремительных прорывах и великих потрясениях, а в том, чтобы выполнять неблагодарную работу вздорного и требовательного старика, который всех поучает и не дает «разгуляться».

То, что сделал Абдулатипов для Дагестана, станет видно через пять–десять лет, когда окончательно уйдут со сцены деятели образца Саида Амирова, а самая большая по численности северокавказская республика станет в хорошем смысле оплотом консерватизма.

Вам может быть интересно

Костромские десантники уничтожили опорный пункт ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?