Мнения

Дмитрий Евстафьев
политолог

Шелковая удавка для России

12 января 2016, 14:45

Фото: Владимир Федоренко/РИА "Новости"

Замечу, что я не просто скептически отношусь к перспективам партнерства с Китаем. Я очень скептически отношусь к Китаю вообще и исхожу из того, что интересы России и Китая близки к противоположным.

Поверьте, у китайцев сомнений, что мы сломаемся и к ним приползем, не было

Сильно не верю в какие-то концепции о том, что Китай нацеливается на противоборство с США. Китай (в середине 1990-х годов) сделал ставку на врастание в американоцентричную систему мировой экономики.

И чтобы иметь туда «расширенный» доступ, пожертвовал многим. Например, концепцией «Китайского мира»: проектом экспансии в Азии с опорой на «хуацяо», то есть китайские общины в других странах. О ней, концепции «Китайского мира», в начале 1990-х годов не говорил только ленивый. Особенно в США, по интересам которых эта концепция била сильно и больно.

Возможно, конечно, «Китайский мир» задумывался как «пужалка» и удачно был разменян на реальные экономические дивиденды. Но очевидно то, что Китай отдал много, но и получил тоже очень много. А главное, создал вектор, по которому при всех издержках идет уже 20 лет.

И никаких признаков, что Китай начал сомневаться в этом векторе, нет. Поколение китайских политиков и технократов выросло, имея перед глазами именно этот вектор. Другой вопрос, что через 20 лет китайцы, поднакопив сил, начали сомневаться, не продешевили ли они тогда, в середине 1990-х.

В любом случае, нынешние американо-китайские «терки» – это спор о месте Китая в американоцентричной системе мировой экономики, а не о создании Китаем своей глобальной экономической системы. 

Ну, это моя базовая позиция, а теперь, собственно, о «Шелковом пути».

1. Концепции «Шелкового пути» (ШП) уже больше 25 лет. Впервые китайцы ее озвучили еще в конце 1980-х годов, а в середине 1990-х это была суперактуальная тема.

Опять скажу: мы просто забыли, что тогда говорили про ШП. А зря. ШП называли «удавкой», которую США и Китай стремятся надеть на Россию и удавить ее стремление к логистической самостоятельности. Прямо так и писали: «шелковая удавка «Шелкового пути».

#{smallinfographicright=780448}Причем писали патриоты, которые сейчас от восторга захлебываются, говоря о партнерстве с Поднебесной. Писали, кстати, правильно, про удавку-то…. Потому что ШП (иногда добавляют «великий», но я обойдусь «без придыхания») действительно является прямой альтернативой основным трансроссийским логистическим коридорам.

Почему не реализовался проект в 1990-е? Причин много – ресурсы были брошены на ликвидацию технологического отставания (сравните китайские «мобилки» тогдашние и нынешние – сразу станет ясно, что деньги потрачены не зря), началась долгоиграющая нестабильность в Центральной Азии, началась война в Афганистане, «великие сердары» качнулись в американскую сторону и т.д. Короче, «не склалось». 

2. Концептуально и исторически ШП – полная противоположность Транссибу. Транссиб – это просто другая модель, другой мир. Для китайцев важно создать коридор для доставки товаров из пункта «А» в пункт «Б», то есть в Европу, которая для китайцев становится важнейшим рынком.

Экономическое развитие стран региона китайцам «до лампочки». Собственно, ШП в древности (он имеет мало общего с современным, но тоже показательно….) это был всего лишь караванный путь и сопутствующая ему транспортная инфраструктура. Доходы от «пути», поступающие к узкой прослойке местной знати, приводили к деградации местной экономики. Это были своего рода «нефтедоллары» того времени. 

Чем является Китай для России в первую очередь?



Проголосовать
3. Транссиб – совсем другое дело. Это был стимул для развития промышленности региона и его социального подъема. И современный вариант «Транссиб 2.0» – коридор «Север – Юг» развивается Россией по такому же принципу: трасса через Иран начинает красиво обрастать разного рода индустриальными проектами и объектами, которые более важны, чем собственно транспортный коридор.

И это гораздо интереснее с точки зрения развития нашей экономики, нежели слезание с «иглы» нефтяной трубы на «иглу» китайского транзита. Для России это просто пошло.

4. Вообще смысл китайской стратегии развития ШП – минимизация участия «местных» в обслуживании коридоров. Роль местных должна сводиться к получению «ренты», а можно и без нее, тем более что урезать расходы китайцы очень умеют.

Все последние китайские «терки» в Центральной Азии и с Россией – это споры за право собственности на инфраструктуру. Собственно, в этом и вся проблема с «Силой Сибири», реализация которого мне виделась и видится в большом тумане.

За время «бодания» с китайцами можно было бы солидно проинвестировать в развитие газопереработки. Но, конечно, начальству виднее.

5. Интересно то, что китайцы исторически не имеют опыта обслуживания такого рода коридоров. ШП в древности обслуживали не китайцы, совсем не китайцы. Их называли «рахдониты». Посмотрите про них – узнаете много интересного.

Рекламируемый в настоящее время «южный» (морской) маршрут ШП тоже обслуживали не китайцы. Они были слишком великие, чтобы куда-то плавать – все к ним должны были приплывать. Это были арабские купцы тоже весьма смутного аравийского происхождения.

Я бы их назвал «морские рахдониты», учитывая историю региона и этническую принадлежность населявших его племен. Там интересная история, которая в т.ч. объясняет и «Венецию», и «Геную», и процветание Британии в конце 18-го – первой половине 19 века как минимум (во времена, когда китайцы в основном опиум курили).

6. Сейчас есть шесть или семь вариантов маршрута ШП. Через Россию почти полностью идет два. Транссибирский и Арктический (СМП). Еще один проходит через Россию частично.

Только первые два реально постоянно функционируют и референтны с точки зрения рентабельности перевозок и страховой стоимости грузов. Все остальное – попытки апробации и зондаж степени организационной сложности маршрута.

Конечно, их можно создать и отработать, но делать их основными.... Глупо. Но они важны китайцам как резервные коридоры и инструмент давления на нас.

А в целом крупнейшим логистическим достижением России я считаю то, что мы смогли ШП из «шелковой удавки» превратить в реальный источник дохода. И привязать на сравнительно длительный срок (при, мягко говоря, не блистательной, устаревшей инфраструктуре) значительную часть китайского экспорта к себе.

Но мы должны понимать, что китайцы никогда не положат все «яйца» (свои) в одну «корзинку» (нашу). И стремиться к этому не надо. Но и на китайский блеф, которого, к слову, становится в последнее время многовато, о том, что они то тут что-то сделали, то там, реагировать не стоит.

Просто надо понимать, что в нашей дружбе с Пекином, которая и не дружба вовсе, а конкуренция (прежде всего, за влияние в Центральной Азии и Прикаспии), китайский транспортный поток – дело, конечно, важное, но не единственное и, вероятно, не главное.

А то, что в Прикаспии и в зоне коридора «Север–Юг» наши интересы с китайцами антагонистичны, мы можем понять по прорабатываемым китайцами вариантам логических коридоров через Пакистан в обход Ирана, ну и нас само собой. Но тут у нас очень неплохие варианты дипломатической, политической и силовой игры.

7. Китайцы удивлены (т.е. в китайской системе ценностей «сильно расстроены»), что Россия не слилась за два года санкций. И даже демонстрирует изрядные способности в маневрировании.

Поверьте, у китайцев сомнений, что мы сломаемся и к ним приползем, не было. И разговоры с нами летом 2014-го были с плохо скрываемой ухмылкой. Сейчас они нервничают и почти истерят.

Последний наезд по результатам визита Медведева переводится на русский язык очень просто: «ну когда же вы к нам приползете….». Не более того, но и не менее.

Этот эмоциональный всплеск в действительности очень важен. Он говорит, что мы на правильном пути. С учетом назревающей большой внутренней «замятни» в Китае (посмотрите: разгром «шанхайской группы» и конкуренция «комсомольцев») продержаться нам надо не так много. Я бы сказал, год. Ну, может, месяцев 14-15.

И тогда, особенно если обозначим рост экономический, хотя бы минимальный (формальные показатели для китайцев очень важны – они люди формальные, сутью мало интересуются, тем более у «варваров из-за Стены»), то разговор пойдет совсем другой.

Только к нему тоже надо быть готовыми. В том числе и с точки зрения созданной «впрок» инфраструктуры.

8. Проблема в том, что вся концепция ШП мне представляется уже сомнительной. Потому как ШП ведет в Европу. И больше никуда. А вот будет ли Европа через десять лет, когда все шесть или семь ручьев будут созданы, тем «рыночным раем», коим она была, когда коридор задумывался, сомневаюсь. 

9. В 1990-е одним из вариантов прохождения ШП (и, кстати, очень интересным) была автомобильная дорога, где нет сильно удорожающей процесс перегрузки контейнеров.

Так вот, центральным ее участком был коридор через Иран, Ирак, Сирию и Турцию с выходами на Стамбул, Самсун и Трабзон, а оттуда паромом до логистического терминала в Варне, который был построен в советское время (в связке с Ильичевском), а также….

Правильно: до Одессы. Как вы помните, Одесса фигурирует и в других китайских проектах альтернативных коридоров ШП. А теперь погуглите про китайских инвесторов в одесском порту при Януковиче и – вот сюрприз – при Турчинове.

И поймите, чем занимается там Мишико. Правильно: это наши замечательные американские партнеры руками «шибздика» (с которого «какой спрос», правда?) ставят нашим еще более замечательным китайским партнерам «пробочку».

Собственно, планы на размещение хотя бы минимального военно-морского контингента в Крыму были из этой же «оперы». А они, как теперь ясно, точно были. Вообще, американцы не дремлют и они не лохи. Просто они запутались в обязательствах и спешат.

10. И последняя «зарубочка на память». Маршрут автомобильной дороги в рамках первого всплеска интереса к ШП в 1990-е должен по странному стечению обстоятельств в значительной мере пролегать именно там, где ИГИЛ* (или Эрдоган?) возит теперь левую нефть.

И встает вопрос: а только ли в нефти дело? Не обкатывался ли коридор для более интересных вещей в будущем? И не поэтому ли Пекин так двулично себя повел, когда турки сбили самолет? И тут я напомню, что Саудовская Аравия – это не только американский союзник.

Это еще и ближайший китайский партнер, которому Пекин как минимум дважды поставлял ракеты средней дальности (1987 и 2007 годов), причем в общем количестве до 120 штук якобы (я думаю, что реально штук 30 рабочих ракет у саудитов есть) с дальностью чуть более 3000 км.

«Калибр» говорите? Возьмите циркуль, коллеги…. Собственно, этот пункт можно было поставить первым. И больше ничего не писать. Я не прав?

Источник: Блог Дмитрия Евстафьева

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Вам может быть интересно

ЗАЭС получила лицензию на эксплуатацию первого энергоблока на 10 лет
Темы дня

«Золотые линкоры» Трампа разорят ВМС США

«Умение проектировать новые корабли утрачено американцами, и это видно на всех ныне реализуемых в ВМС США проектах» – так эксперты комментируют планы Дональда Трампа по созданию «золотого флота». Его основой станут линкоры нового класса, нескромно названные в честь американского лидера. Какими они будут и зачем американская администрация начинает заведомо нереализуемую программу?

Миф о «русской угрозе» заставляет Францию строить новый авианосец

Почти полтора десятка лет и не менее десяти млрд евро – такими, как ожидается, будут затраты Франции на строительство нового атомного авианосца. Почему потрепанный «Шарль де Голль» больше не устраивает французские ВМС, каким они хотят видеть новый корабль подобного класса – и причем здесь европейский миф о «русской угрозе»?

Эксперт объяснил увеличение количества волков в России

Политолог объяснила желание Зеленского поменять даты праздников на Украине

Европейцев призвали не заказывать подарки на Рождество в Китае

Новости

Цена российской нефти Urals упала до 34 долларов за баррель

Стоимость российской экспортной нефти марки Urals резко снизилась до около 34 долларов за баррель, что стало прямым сигналом влияния американских санкций на энергорынок России, пишет Bloomberg.

Названы лидеры по гонорарам среди артистов на новогодних корпоративах

Самыми высокооплачиваемыми артистами на новогодних корпоративах в этом году стали группа «Ленинград» и Филипп Киркоров, чьи гонорары начинаются от 20 млн и 12 млн рублей соответственно.

Поддерживаемая США группировка атаковала армию Сирии в Алеппо

Столкновения между армией Сирии и поддерживаемой США курдской группировкой привели к жертвам в Алеппо и помешали реализации интеграционного соглашения, сообщает Bloomberg.

Госдума увеличила штрафы за навязывание дополнительных услуг

Депутаты Госдумы приняли во втором и третьем чтениях законопроект об увеличении штрафов за навязывание потребителям дополнительных товаров и услуг.

ВС России нанесли массированный удар возмездия по Украине

В ответ на террористические атаки Киева по гражданским объектам на территории России утром во вторник ВС России нанесли массированный удар высокоточным оружием большой дальности наземного и воздушного базирования, в том числе аэробаллистическими гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» и беспилотниками по предприятиям военно-промышленного комплекса (ВПК) Украины и обеспечивающим их работу объектам энергетики.

Эксперты представили политические итоги 2025 года

Социальная архитектура стала символом 2025 года и ключевым инструментом развития государства. Самыми заметными событиями года можно назвать переговорный процесс России и США, а также празднование 80-летия Победы. К таким выводам пришли участники круглого стола Экспертного института социальных исследований и ВЦИОМ на тему: «Политические итоги 2025 года».

Освобождены днепропетровская Андреевка и харьковская Прилипка

Подразделения группировки «Восток» продолжили продвижение вглубь обороны противника и освободили Андреевку Днепропетровской области. А группировка «Север» взяла под контроль Прилипку в Харьковской области.

МИД Китая ответил Зеленскому на угрозы ввести санкции

Китай выразил несогласие с угрозами Киева ввести санкции против китайских граждан, подчеркнув важность соблюдения международного права, заявила фициальный представитель МИД КНР Линь Цзянь.

В Кремле сообщили о возвращении 167 тыс. ветеранов из зоны СВО

Из зоны проведения специальной военной операции вернулись порядка 167 тыс. ветеранов боевых действий, заявил начальник управления президента России по общественным проектам Сергей Новиков.

Миндич отказался возвращаться на Украину и покидать Израиль

Бизнесмен Тимур Миндич, связанный с Владимиром Зеленским, не планирует возвращаться на Украину, предпочитая оставаться в Израиле из-за удобств гражданства, пишет издание «Украинская правда», чей журналист пообщался с Миндичем.

Украина запросила у Польши экстрадицию задержанного археолога Бутягина

Варшавская окружная прокуратура получила официальный запрос от Украины об экстрадиции российского археолога Александра Бутягина, задержанного в Польше.

Росприроднадзор ответил на обвинения финнов в миграции волков из России

Рост численности волков отмечен не только в европейской части России, но и в других странах Европы, а обвинения в миграции хищников названы Росприроднадзором необоснованными. Об этом заявил советник руководителя ведомства Амирхан Амирханов.
Мнения

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.

Игорь Мальцев: В России нет «потерянных» поколений

В критических условиях в молодежи проявляются лучшие черты русского характера. Какое «потерянное поколение»? Какое по счету? Пустые это разговоры.

Ирина Алкснис: «Прямая линия» Путина стала обязательной частью новогодних праздников

Гордость за наше прошлое, оптимизм по поводу настоящего России и уверенность в будущем страны – главные составляющие позиции Путина и как президента, и как гражданина, и как человека.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов