Оценка боевых возможностей ВСУ и ВСН на 1 августа 2015 года
(Все данные по ВСУ и ВСН взяты из открытых источников в СМИ, «Белой книги – 2013» ВСУ, а также в соответствии с мнениями экспертов по возможностям ввода в строй боевой техники).
Cилы ВСУ и ВСН следует признать равными друг другу
Примечание 1. Все цифровые данные по ВСУ и ВСН в данной статье являются примерными и оценочными: истинные данные являются засекреченными.
ВСУ:
Танки – 600–650 единиц. Боевые бронированные машины всех типов – 2000–2500 единиц. Пехота – 60–70 тысяч солдат.
ВСН:
Танки – 500–600 единиц. Боевые бронированные машины всех типов – 1000–1500 единиц. Пехота – 35–45 тысяч солдат.
Примечание 2. Моральный дух у пехоты ВСН выше, чем у пехоты ВСУ.
Итак, на 1 августа 2015 года ВСУ превосходят ВСН в 1,5 раза по численности боевых бронированных машин и по численности пехоты.
Не вызывает сомнения, что весь период с подписания перемирия «Минск-2» до сегодняшнего дня и ВСУ, и ВСН постоянно укрепляли и усиливали свои оборонительные позиции, поэтому сейчас обе противоборствующие стороны могут полагаться на вполне крепкую оборону.
Зимние бои под Дебальцево показали, что ВСН превосходят ВСУ по общей стратегической мощи (качество управления войсками и быстрота принятия решений), поэтому в целом на сегодня, несмотря на некоторое превосходство в технике и пехоте у армии Украины, силы ВСУ и ВСН следует признать равными друг другу.
Анализ военной ситуации 9–16 августа 2015 года
9–10–11 августа 2015 года произошло резкое обострение военной обстановки на фронтах Новороссии: увеличились частота и интенсивность применения артиллерии, а под Старогнатовкой якобы даже произошла разведка боем.
Известно, что разведка боем применяется в завершающей стадии подготовки наступательной операции, за пару дней до атаки. Раз после боев под Старогнатовкой массированной атаки не было, значит то была не разведка боем.
#{smallinfographicleft=736797}Сила ударов артиллерии, которой стали обмениваться противники, выросла даже до 150 обстрелов в сутки. Но после боев под Марьинкой 3–4 июня этого года интенсивность обстрелов была еще выше – до 150–200 в сутки! Мало того, к 13–16 августа интенсивность обстрелов стала ощутимо спадать.
Нельзя забывать, что и после боев в Марьинке, и сейчас перемирие «Минск-2» действует, а значит, та сторона, которая первой пойдет в атаку, та его и нарушит! Кроме этого, атакующей стороне придется пробивать хорошо укрепленную оборону противника.
В итоге складывается ощущение, что ВСУ было бы выгодно подтолкнуть ВСН к атаке, чтобы обвинить ДНР и ЛНР в срыве перемирия «Минск-2», уменьшить боевой потенциал ВСН, а потом с полным моральным правом потерпевшей стороны атаковать.
Но атакующий потенциал у ВСУ невелик, а ВСН за время конфликта научились бить армию Украины в многочисленных «котлах», поэтому прорыв ВСУ вглубь обороны ВСН скорее приближает армию Украины к очередному разгрому, нежели угрожает ополченцам.
Руководство ВСУ опасается силы ВСН, поэтому форсировать события явно не желает.
Вообще, настоящая атака так, как ведет себя армия Украины, не делается. Вспомним опыт Второй мировой войны: утром происходит мощная артиллерийская подготовка, которая длится максимум несколько часов, после чего в бой (желательно неожиданно для противника) вводится вся масса атакующих войск, причем в полосе атаки достигается минимум трехкратное численное превосходство нападающей стороны, что позволяет ей прорывать оборону и выходить на стратегический простор.
Никаких многодневных артиллерийских обстрелов и грозных высказываний в СМИ не делается: всю страшную работу войны делают танки и пехота на поле боя! Поэтому якобы угрожающие перемещения военной техники, осуществляемые ВСУ, ярко показывают опасения армии Украины перед лицом грозного противника и нежелание ВСУ идти на ополченцев.
Оценка ситуации на фронтах ДНР и ЛНР в целом
Ситуация для ВСН очень комфортная: «Минск-2» выгоден населению ДНР и ЛНР и действует, быт региона более-менее налаживается, плюс оборона у ополченцев крепка.
Для руководства Украины ситуация хуже: население надо отвлекать от проблем в экономике страны, политическая часть «Минска-2» выполняется плохо, а противник (то есть ополченцы ДНР и ЛНР) все никак не нападает.
Чего ожидать?
Атака ВСУ с решительными целями вроде окружения Донецка или Горловки, учитывая силу ВСН, выглядит маловероятной, хотя определенные предпосылки на фронте для этого есть.
Если страх перед мощью ВСН перевесит все, тогда интенсивность обстрелов спадет, стороны более-менее спокойно встретят осень и зиму 2015 года.
Если же ситуация в экономике Украины окажется насколько плохой, что протестные настроения населения будет нужно срочно отвлечь от руководства Украины на внешнего врага, тогда ВСУ попытаются значительно поднять градус противостояния до уровня зимних боев под Дебальцево, чтобы потом все успокоилось опять. При этом возможно, что «Минск-2» так и будет действовать – или же подпишут новый мирный план, допустим, «Минск-3».