Хорошие, умные люди часто задаются вопросом: почему же российская власть ведет диалог со своими критиками так плохо?
Словосочетание «креативный класс» для описания этих критиков использовать уже не хочется, оно из каждого утюга лезет, поэтому обойдемся более длинной и точной формулировкой. Скажем про них так: молодые образованные горожане, заговорившие о политике в последние годы. Скажем безоценочно, без штампов «агенты Госдепа» и «враги России».
Почему власть не прислушивается к их гневным постам в блогах, к лозунгам на митингах? К голосу тех, кто хочет говорить о политике и говорит о ней – неостановимо, страстно и со слезой? И жалуется потом: власть нас не слышит, власть нам не отвечает. Она с нами говорит через «Первый канал» и «Известия», а то и через щит омоновца, нам не нравится этот диалог.
На первый взгляд кажется, что это действительно несправедливо. Право гражданина – говорить и быть услышанным. Даже если государство не собирается удовлетворять их требования – почему бы не поговорить?
Увы, на примере истории с Крымом стало еще раз понятно, почему власть не хочет вступать со своими «рассерженными горожанами» в диалог.
Дискутировать можно только с теми, у кого есть позиция.
«Я считаю, что Путин поступает плохо! А люди на Майдане – хорошо!» – это не позиция. Это эмоциональный вопль в воздух. За этим воплем должно быть что-то еще – позиция всегда опирается на некие ценности.
Если вы объявляете ценностью «торжество закона» и по этому поводу считаете «крымский сепаратизм» недопустимым – нельзя в то же самое время поддерживать «освободительную борьбу» на Майдане. Если вы за соблюдение норм международного законодательства – тогда вы, увы, должны поддерживать изгнанного президента Януковича, даже если он вам очень не нравится.
Нельзя переобуваться на ходу и строчить в одном посте про «естественное право народа», а в другом, через пять минут – про то, что «любые силовые сценарии недопустимы».
Если вы считаете, что нельзя вмешиваться во внутренние дела других государств – будьте последовательны, осуждайте США и НАТО, а не только Россию.
Если с 1 по 3 марта Путин у вас «кровавый тиран», жаждущий войны, а 4 марта вы уже пишете: «Путин все слил, в Крыму ничего не будет» – у вас нет позиции. А есть только настроение, меняющееся по три раза в неделю. И как тогда разговаривать?
У меня тут недавно была дискуссия с одним русским националистом. Сначала он говорил: «Путин сошел с ума и хочет забрать себе Украину!», а потом: «То есть не будет вторжения в Крым? То есть русских защищать наша власть не хочет?» Ход мысли простой: сначала найти изъяны в одном варианте, а потом в противоположном – так, чтобы у власти уже не было шансов ему понравиться.
Вы любите выражение «Государство – это сервис». Хорошо, поговорим на этом языке. Когда в мире все заговорили о «клиентоориентированном бизнесе», операторов в службах поддержки стали учить вежливо и внимательно разговаривать с недовольными клиентами. Вот звонит человек, у него есть проблема. Программа какая-нибудь в компьютере глючит или пароварка не включается. Человек раздражен, его нужно успокоить, поговорить с ним, предложить решение.
Но если человек звонит не с целью пароварку починить, а с целью поругаться (и еще с криками: «Гитлеры! Душители свобод!»), оператор его выслушает, скажет: «Спасибо за звонок» – и повесит трубку.
Поставьте себя на место этого оператора. А теперь поставьте себя на место власти – и вы поймете, что вели бы себя точно так же. Вы же не спорите с безумцами и блокируете комментаторов, которые к вам пришли с оскорблениями. Именно так звучат сейчас ваши голоса, найдите в себе силы прислушаться.