21 марта 2014 года Крым воссоединился с Россией.
Через несколько десятков лет эта строка не передаст всего, что мы так бурно переживаем по этому поводу сегодня. Эмоции станут воспоминаниями, а вслед за самим фактом тогда будут изложены и другие, о том, что это дало и к чему это привело, то есть вся бесстрастная дальнейшая история.
#{image=790530}Пока же вполне реально представить ее в виде чистого, белого листа, заполняемого красивыми строками о красивой жизни. Под наплывом чувств, прямо на ваших глазах, здесь и сейчас можно было бы поставить точку, а лучше восклицательный знак.
Я продолжу через запятую со слов «если» или «при условии». Красивая жизнь, «если» или «при условии»... Почувствовали, как сразу стало немножко буднично, а ведь еще так хочется, хотя бы на несколько дней, совместить приятное с полезным.
Но наступление будней неизбежно, собственно, они и составляют основное содержание каждой человеческой жизни со всеми своими многочисленными хлопотными подробностями.
В подробностях моей жизни как заноза сидит оформление права собственности на жилье: маленький домик, без преувеличения столетний, нуждающийся в большом ремонте, но зато, были времена, купленный дешево, в центре города на набережной.
Со временем обнаружилось, что купленное не всегда значит твое. Несуразица очевидная.
Однако она существует по сей день, хотя за внесением документальной однозначности в последние полтора года мне пришлось последовательно обратиться к местной, республиканской, государственной власти. Я обратилась лично и к премьер-министру автономной республики, и к президенту Украины, которых события начала года уже смели с постов.
В ходе обращений я изучала все необходимые для отстаивания своих прав законы и нашла в них много человечного, на самом деле европейского. Подножка же заключалась в том, что открыть этот ларчик мог только золотой ключик через несколько приватных фирм, завязанных на местную власть.
И дальше по банальной коррупционной схеме, по равному для всех принципу: есть деньги, кто бы ты ни был, ты – в игре, ты свой. Нет, получай несуразицу и бейся об нее головой сколько хочешь дней своей единственной жизни, на это в демократическом украинском государстве ограничений не было.
Студенческий евромайдан в Киеве застал меня за изготовлением судебного иска, который, так получалось, я должна была предъявить всей исполнительной власти страны, снизу доверху.
При немалом затруднении спасительной показалась совершенно беззлобная мысль: пусть молодежь, ей жить, устроит власти выволочку и наставит на путь законов перед вступлением в ассоциацию цивилизованных стран. А там уж с этой властью они пусть разберутся.
Справедливости ради надо сказать, что на это во всех регионах страны надеялось очень немало людей, оставшихся за пределами сложившейся системы, поделившей людей на имущих и неимущих, что гораздо хуже и опаснее, чем просто на запад и юго-восток. Мысленно аплодируя студентам, многие из них вспоминали китайскую площадь Тянь-Ань-Мынь и последовавшую затем кровавую развязку.
К сожалению, тревожные опасения оправдались. Все стало предельно ясно, когда из-за молодых спин и улыбающихся доверчивых лиц стало выползать знакомое рыло.
Я хорошо запомнила его отличительные признаки во время оранжевой революции десять лет (десять лет жизни!) назад. Тогда это исподтишка подготовленное за завесой демократических выборов наглое действо я не приняла категорически.
А когда зараза раскачивания протестных настроений начала распространяться по стране и дошла до нашего города, в открытом письме новому главе государства первой строкой написала: «Остановите фашиствующих молодчиков!».
Увы! Через месяц бесчинств, с перекрыванием дорог перед скорыми с роженицами, их смогли выкинуть из города старики-фронтовики, надевшие ордена. Кто-то из них теперь покоится в степи на новом кладбище, неухоженном и неогороженном, как свалка.
Нам есть что вспомнить за последние тридцать лет: студенческие волнения в Казахстане, события в Прибалтике, Москве, другие цветные, после оранжевой, революции. И везде молодежь, молодежь, молодежь. Увидьте похожесть до мелочей отработанных сценариев разрушения прежде всего будничной настоящей и будущей спокойной жизни.
Разноликое, перекрашивающееся, говорящее о вселенском благе, по сути же коричневое чудовище, чума болотная, кикимора заморская – о, мудрость русских сказок! – уже не одно десятилетие гуляющее по площадям мира, – откуда, зачем оно, в чем его сила, на что рассчитано?
Задавшись таким вопросом, приходится в новых условиях по-новому понять преступно забытое старое: ущемление или лишение прав, затем отчаянный беззащитный протест внутренний или уже уличный – это проявления одного порядка: фашизма.
Можно назвать его бытовым, социально-экономическим, появились и другие определения, но главное здесь будет то, что именно фашизм гуляет по площадям мира, в головах, сердцах и душах.
И то, что у кровавых баррикад нет абсолютно правых и абсолютно виноватых, нет и посторонних. И то, что его благодатная почва там, где во внимание не принимаются стремления, желания людей, их надежды, не устраняются препятствия на их пути.
Крым вышел из этой зоны риска. Навсегда ли? Пусть каждый сам себе ответит в этот момент истины, когда праздник воссоединения, и путь, и цель, и вдохновение, и еще совсем чистый лист новейшей истории южного приветливого округа, уже защищенного границами большого российского мира.
В наш маленький домик на берегу пролива летом любит залетать на несколько дней мой заграничный внук, чтобы, как он говорит, «упасть под иконы», спасавшие его от всех детских болезней.
Мы оба жаворонки, и пока солнечная дорожка не побежит по морю, зовя в неспокойную стихию, в этот ласковый рассветный час, когда из нашего дворика в сторону моря медленно плывут запахи кофе и тихие саксофонные пассажи, мы то молчим умиротворенно – мы вместе, мы дома, то говорим о стандартах европейской жизни.
О том, какие там вежливые и предупредительные люди, о том, что преподаватель консерватории ведет занятия очень требовательно и строго, но по расписанию, предложенному самим студентом, о том, что обувь там всегда чистая, а еда свежая, о том, как берегут там фасады старых зданий, старые рукотворные скверы и парки – любую память о всегда будничном труде оставляющих свой мирный след поколений.
И мы рассматриваем милые практичные сувениры, например, щеточку для чистки книг в домашней библиотеке, или магнитный держатель, или что-то другое из мелочей будничного быта, делающего его необременительным и свободным.
И, как всегда, мы говорим о спасении от видимых и невидимых врагов. Видимых во время человеческой забывчивости история выбрасывает на поверхность, и тогда стон и плач. Невидимые же – это не где-то там, в неизвестно какой преисподней, они внутри нас, внутри общества.
Маленькие фашистики лени, равнодушия, поживы за счет других, эгоизма, высокомерия, эти иуды человеческих душ, сдают нас буднично и ежедневно, вяжут по рукам и ногам.
Как победа над ними 16 марта в Крыму родился свой высокий стандарт человеческого достоинства – 96,77%. Крымский стандарт, которым нам можно так же гордиться, как европейцам – своим. Он может стать маяком, мерилом каждого нашего будничного дня, который многим сейчас хочется прожить, становясь солью своей земли. И тогда у нас есть шанс заполнить чистый лист своей истории замечательными строками о буднях, которые стали праздниками.
Пишу и слышу, как ветка винограда стучит за окном на свежем мартовском ветерке...А может, стучится, вселяя свою жажду жить. Переезжая в Крым, я мечтала, чтобы так было: ветка винограда за окном и теплые строки... Вы меня поняли, о чем: о любви друг к другу, каждый день и каждый час, в такой разной и такой буднично похожей, единственной у каждого человеческой жизни.
Ах, как она сверкала, как переливалась через край 16 марта 2014 года, когда рождался ее крымский стандарт, и наши души, каждого в отдельности и все вместе, уже тогда счастливо начали свою будничную и главную работу – очищения и созидания.