Главное событие газовой отрасли в этом году – заморозка «Южного потока», решение о которой было принято лично президентом.
Вопрос об альтернативной схеме поставок назрел уже давно. Газ на Украине воровали с самого распада Союза, оплата за транзит по трубопроводам сильно увеличивала его стоимость для европейских потребителей (и пропорционально понижала конкурентоспособность), а вспыхнувшая на востоке гражданская война и июньский взрыв одной из магистральных линий поставили вопрос ребром. Срыв поставок стал лишь вопросом времени, как считали многие аналитики.
Заморозка «Южного потока» ни в коем случае не означает, что наш газ так и будет идти через Украину. Мы просто изменили маршрут (фото: Reuters) |
Планы по строительству газопровода в южную часть Европы в обход вечно ненадежной Украины появились еще в середине 2000-х. К концу 2012 года была подготовлена проектная документация, согласованы инвестиции, подписаны меморандумы и совершены прочие невероятно скучные, никому не интересные, но необходимые для дальнейшего строительства действия.
7 декабря 2012 года строительство началось. Примерно тогда же был спроектирован и заложен «Северный поток», рассчитанный в первую очередь для поставок в Германию.
На начальном этапе строительства проблем практически не было. Конечно, заинтересованные стороны пытались что-то для себя выторговать – скидку или процент в участии, но серьезных проблем не возникало.
Все изменилось после переворота в Киеве и последующего политического кризиса, в результате которых Крым вернулся в состав России и началась гражданская война на Украине. Еврокомиссия стала находить все новые и новые поводы для приостановления строительства, давление на дружественные нам балканские страны резко возросло. «Южный поток» стал использоваться как инструмент шантажа.
Газовая монополия России на Востоке давно беспокоила Европу. Проект Nabucco должен был связать богатый газом Азербайджан (а в дальнейшем Иран и Ирак) с Европой через Турцию. Но в итоге от него было решено отказаться из-за многочисленных сложностей.
Впрочем, это не помешало тому же Азербайджану поднять упавший флаг и совместно с Турцией запустить проект Трансанатолийского газопровода (TANAP), который выгоден обеим странам.
Турция продолжает планомерно реализовывать свой пантюркистский проект, Азербайджан получает прямой выход на Европу и больше не вынужден продавать газ России. С Ираном и Ираком несколько сложнее. Курдские сепаратисты и исламисты ИГИЛ* – не самое лучшее окружение для инвестиционных проектов.
Турция давно и безнадежно стоит в очереди в «Единую Европу». Безнадежно, потому что Европе не нужен поток мигрантов чуждой исламской культуры, а отдельные страны, вроде Германии или Венгрии, не хотят дополнительной нагрузки на экономику (греки вообще придерживаются принципа «Кипр – наш»). То вспыхивающие, то затихающие беспорядки в Турции, организованные по классическим «цветным» канонам, тоже не способствуют дружбе с ЕС.
Все это играет на руку нам. Турция продолжает оставаться самостоятельным игроком (при этом желающим противостоять оказываемому на него давлению), а значит, с ней можно иметь дело – по вопросам, представляющим общий интерес.
Заморозка «Южного потока» ни в коем случае не означает, что наш газ так и будет идти через Украину. Мы просто изменили маршрут. Газ из России будет поставляться вначале в Турцию, а затем, по газопроводу TANAP, в Грецию и далее – на Балканы и в Европу. Пропускная способность будет полностью соответствовать мощности «Южного потока», а обойдется он нам намного дешевле.
Это решение, как и любое другое, имеет свои плюсы и минусы. Главный минус – это те пять миллиардов долларов, которые уже были потрачены на строительство. Конечно, часть этих средств даром не пропала (например, компрессорная станция на Кубани может точно так же работать на TANAP), но остальные не вернуть.
Увеличивается влияние Турции в Закавказье – Азербайджан становится более самостоятельным игроком. Цены для конечного европейского потребителя также возрастут – ведь мы станем использовать чужую транспортную систему, а значит, будем платить за транзит (хотя для участников TANAP эта сумма меньше, чем для остальных).
Конечно, выросшая цена на газ будет давить и на европейцев: дорогое топливо – не лучшее решение для экономики во время кризиса. Это, в свою очередь, льет воду на мельницу наших союзников-евроскептиков – от Марин Ле Пен до Воислава Шешеля, которые набирают все больше голосов по мере увеличения количества проблем в Европе.Если взвешенно подойти к вопросу, то фактически мы потеряли лишь часть наших инвестиций. Взамен приобрели нового союзника – Турцию и создали уйму новых проблем нашим недоброжелателям.
И, что самое главное – за безопасность будущих поставок можно не беспокоиться. А скептикам я порекомендую посмотреть на котировки акций Газпрома – после выступления Путина они остались во все том же коридоре – 143–145 рублей за штуку. Рынок не обманешь.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ