Вряд ли стоит пересказывать содержание пресс-конференции Путина, которая стала главным событием недели: кто смотрел, тот смотрел и знает все. Считаю важным, тем не менее, отметить два ключевых момента.
Кому пресс-конференция лидера, а кому повод для самовыражения. Это психология блогера, а не журналиста
Эта пресс-конференция – просто мечта для либералов и сторонников максимальной свободы СМИ. По ходу просмотра иногда казалось, что журналисты соревнуются: кто же позволит себе больше? Кто же задаст еще более неприятный вопрос?
И про врагов народа спросили, и про возможность дворцового переворота, и про личную ответственность президента. Неплохо для «несвободной страны», правда?
Впрочем, эти вопросы продемонстрировали, что у некоторых журналистов несколько искаженные представления о том, что важно и не важно.
Очевидно, что в связи с происходящими событиями вопросы внутренней политики несколько отошли на второй план. Было время, когда напряжение по линии «власть – оппозиция» казалось чуть ли не главным политическим вопросом. Только вот времена Болотной давно в прошлом. Сейчас это далеко не главный вопрос, почти маргинальный.
Но журналисты с упорством, достойным лучшего применения, продолжают мучить тему «пятой колонны» и «врагов народа». Президент ответил на первый вопрос про это развернуто и доходчиво, и более того – примирительно, без малейшей агрессии и обвинений.
Месседж простой: успокойтесь уже, никто в этой стране не собирается сажать вас в тюрьму за ваши слова, за вашу политическую позицию, критикуйте сколько влезет. Другое дело, если люди сознательно работают в интересах другого государства.
Успокойтесь уже, никто в этой стране не собирается сажать вас в тюрьму за ваши слова, за вашу политическую позицию, критикуйте сколько влезет (фото: Илья Питалев/ТАСС) |
Ну да, ничего удивительного. Ни в одной стране мира настоящих «иностранных агентов» по головке не погладят.
Казалось бы, о чем тут еще спрашивать? Нет, встают один за другим и говорят, что хотят вернуться к теме пятой колонны. И не ради какого-то нового ответа – а чтобы побыть тридцать секунд в роли борца за неведомую правду.
Кому пресс-конференция лидера, а кому повод для самовыражения. Это психология блогера, а не журналиста, к сожалению.
Второй важный момент.
Те, кто мрачно предрекал «закручивание гаек» и агрессивную риторику, ошиблись в очередной раз. Вы обратили внимание, сколько Путин шутил? Трудно припомнить его публичное выступление с таким количеством юмора. Разумеется, он понимает, что людям тревожно, они дезориентированы и не понимают, чего ждать от будущего.
В такой ситуации бряцать оружием и обострять риторику – это верный путь к негативной мобилизации общества. Но этого как раз Путин и не хочет – и поэтому он не концентрируется на обвинениях в адрес «наших западных партнеров» (хотя этого очень хотелось бы самым незамутненным «охранителям», которым только дай врага). Да, говорит он, у кризиса есть внешние причины.
Но есть и внутренние. Мы все тут не ангелы и не совершенные автоматы по принятию решений. Будем жить и работать дальше, но для выхода из кризиса надо не агрессивно рычать, а сосредоточиться.И юмор не повредит – для разрядки обстановки, как традиционный русский способ принимать разные невзгоды. Сейчас в англоязычных интернет-СМИ популярны подборки на тему «как русские реагируют на кризис» – так вот, там собраны не вопли страха, а шутки.
Из чего, между прочим, несколько растерянные наблюдатели делают вывод: ну, эту страну не победить. Путин транслирует примерно то же самое: паники нет, истерики нет, улыбнемся и работаем дальше.