Перед тем как Германия, Франция или другие страны ЕС примкнут к США с их распространяемой добычей сланцевого газа путем гидроразрыва пласта, этим государствам хорошо бы более тщательно изучить последние события в Америке, связанные с новой энергетической сланцевой революцией.
Новые методы извлечения природного газа и в последнее время нефти из больших сланцевых пластов наводнили рынок США новыми газом и нефтью. Президент США хвастается, что этого газа хватит на столетие.
Некоторые эксперты утверждают, что новый дешевый газ будет стимулировать создание нового американского производства, а следовательно, миллионы новых рабочих мест в условиях упадка экономики. Существует только одна проблема. Эта идея основана на мифе, лжи и обмане Уолл-стрит. Исследование выявило крупную финансовую махинацию вокруг сланцевого газа и с недавних пор сланцевой нефти в стиле финансовой мошеннической схемы Понци 1920-х годов.
Сельский житель, щелкая зажигалкой рядом с краном на кухне, наблюдает, как питьевая вода, настоянная на газе и химикатах, вспыхивает, при этом высота пламени достигает 3 метров |
Много было сказано о доказанных экологических издержках закачивания миллионов галлонов ультратоксичных химических веществ в сланцы и разрывы пластов или добычи свободного газа ГРП, как это часто загрязняет подземные водоносные коллекторы и может вызывать землетрясения. Все это может быть задокументировано, как на этой фотографии из дома в Пенсильвании, где добыча путем ГРП происходит под землей.
Однако мало было сказано о том, что соотношение стоимости и рентабельности сланцевого газа в США на самом деле не дает ожидаемого результата.
В реальности становится все более очевидно, что сланцевая революция – это новая махинация Понци, тщательно выстроенная с помощью тех же самых банков Уолл-стрит и их друзей – «рыночных аналитиков», которые принесли США в 2002–2007 годах фиктивную секьюритизацию на рынке недвижимости или продолжающийся глобальный банковский кризис.
Сланцевый бум в США начал набирать обороты после того, как Дику Чейни с друзьями в 2005 году удалось найти крупную лазейку в новом энергетическом законодательстве, выводящую нефтяную и газовую промышленность из-под действия закона о чистоте вод, это единственная промышленность, имеющая такие льготы. С высокими ценами на газ в США и отсутствием экологических ограничений добыча сланцевого газа выросла в четыре раза с 2007-го (первый год, когда такие данные стали отслеживаться) до 2011 года, а это почти 40% от общей добычи природного газа с небольшим количеством сопутствующих жидкостей в США в этом году. В 2002 году добыча сланцевого газа составляла всего лишь 3% от общего объема добываемого газа.
Эта диаграмма изображает газ метан и токсичные воды, загрязняющие питьевую воду, так как через трещины гидроразрыва это проникает в грунтовые воды |
Некоторые люди, не имеющие отношения к отрасли, знали, что динамика разработки комплекса сланцевых пластов привела сначала к резкому увеличению объема газа и последующему еще более резкому снижению. Запасы сланцевого газа, в отличие от обычного, истощаются гораздо быстрее в силу своего геологического расположения. Он рассеивается, и становится невозможно добыть его без бурения новых дорогостоящих скважин.
Ключевые игроки в сфере добычи сланцевого газа и банкиры Уолл-стрит, поддерживая сланцевый бум, грубо завысили объемы извлекаемых запасов сланцевого газа и, следовательно, ожидаемой продолжительности такой добычи. Согласно независимым консервативным оценкам, извлекаемый сланцевый газ составляет около половины от того, что указывается в финансовой отчетности.
Кратко говоря, производители газа создали иллюзию, что добыча их нетрадиционного и все более дорогого сланцевого газа будет продолжаться в течение десятилетий.
Данные, которые в настоящее время становятся доступны, показывают, что количество скважин сланцевого газа снижается в геометрической прогрессии и исчерпает себя гораздо быстрее, чем это было разрекламировано. Это уже привело к тому, что ведущие игроки этого рынка распродают по сниженным ценам недавно арендованные участки для добычи сланцевого газа китайским, японским, французским и другим доверчивым иностранным инвесторам энергетической сферы, а это – верный признак беды. В 2012 году американские дельцы сланцевого бизнеса потратили 40 млрд долларов на бурение 7000 скважин сланцевого газа. Но стоимость всего добытого сланцевого газа в этом году составила всего лишь 32,5 млрд долларов. Вот незадача...
Признаком того, что недолгая махинация со сланцевым газом подходит к концу, является деятельность Chesapeake Energy, компании-пионера этой индустрии.
Ее акции упали с 80 долларов в 2008 году до стоимости чуть выше 20 долларов. Она продает сланцевые активы для погашения долга, а ее положение оценивается как близкое к банкротству. В мае 2012 года Билл Пауэрс, издатель инвестиционного бюллетеня Powers Energy Investor, писал о Chesapeake (CHK – по символам на акциях): «За последний год бизнес-модель CHK рухнула. Акции компании продолжают падение до 52-недельного минимума, и перед компанией стоит вопрос финансирования: финансовое положение говорит за компанию, которая потратила все деньги. В то время как она могла сдавать в аренду часть своих активов, сланцев Ютика, в Огайо французской Total в прошлом году – стоит отметить, бухгалтерские ошибки привели к тому, что Total получила значительно меньший доход от их совместного предприятия Barnett Shale, – CHK практически осталась без площадей, которые можно было бы сдать в аренду с перспективой хорошего дохода».
Пауэрс оценил дефицит компании в 2012 году в 3 млрд долларов. Эта сумма явилась дополнением к уже и без того огромному корпоративному долгу в 11,1 млрд долларов, из которых 1,7 млрд доларов были возобновляемой кредитной линией.
Пауэрс добавляет: «Когда внебалансовый долг и привилегированные акции добавляются к существующему балансовому долгу компании в 11,1 млрд долларов, CHK имеет колоссальные – 20,5 млрд долларов – финансовые обязательства. Учитывая такой высокий уровень задолженности, CHK находится на грани банкротства, которое вполне возможно в обозримом будущем». В прошлом месяце Chesapeake продала права собственности на сланцевые месторождения в Оклахоме по бросовым ценам китайской Sinopec, одному из крупнейших производителей нефти в Китае, за 1 млрд долларов, купив эти права не так давно».
То, что второй крупнейший американский производитель природного газа почти полностью оставил бизнес по добыче сланцевого газа, является точным свидетельством того, что сегодняшние спекуляции с ценами на природный газ на грани краха. Обри МакКлендон, соучредитель Chesapeake, был вынужден уйти в отставку с 1 апреля, оказавшись объектом расследования Комиссии по ценным бумагам и биржам.
Несмотря на то что многие страны – от Китая до Польши, Германии и Великобритании – с надеждой глядят на сланцевые газ и нефть, ожидая удовлетворения своих энергетических потребностей, некоторая предварительная проверка может предотвратить большой вред.
Текст любезно представлен международной инициативой «Постглобализация»