Что общего между Церковью и каким-либо крупным предприятием? Они оба – субъекты хозяйственной деятельности. И ни один из них не считает эту деятельность неправомочной.
Добровольное пожертвование, о котором не просят, – вот достойная основа существования Церкви
Я в последнее время каждый раз радуюсь, когда не вижу в храме «ценников» на свечи. Все чаще их заменяет фраза: «Пожертвования за свечи по Вашим возможностям». И это уже хорошо. Правда, не всегда то, что написано, есть на самом деле.
Когда я крестил детей, мне было сказано, что за этот обряд необходимо дать добровольное пожертвование – такая-то сумма. Чуть позже, когда узнали, что это приемные дети, ко мне подошли и сказали, что нужно сказать об этом батюшке и он сделает скидку. Вот такие добровольные пожертвования.
В идеале сфера духа не должна соприкасаться с расчетом и деньгами вообще. Добровольное пожертвование, о котором не просят, – вот достойная основа существования любой религиозной структуры.
Интересно, просила ли РПЦ государство выделить ей всего-то 1,5 млрд рублей на «финансирование объектов епархиального управления»? Если нет, то государство проявило удивительную чуткость, отозвавшись на внутренние оргпроблемы РПЦ в процессе разукрупнения епархий.
Если да, то, может, лучше промолчать. И так понятно.
Сегодня годовщина смерти католического святого Жана де Маты, умершего в далеком 1213 г. Накануне нашего «контакта с Золотой Ордой», или как там еще будет написано в новом едином учебнике истории. Он основал нищенствующий монашеский орден Святой Троицы. Задачей тринитариев был выкуп христианских пленников у мусульман. Это отражено в их девизе: «Слава Тебе, Троица, а пленным – свобода».
Тринитарии были очень известны и пользовались немалым авторитетом в той же Франции или итальянских государствах. Им покровительствовали короли и папы. Но строгий устав запрещал монахам вообще владеть какой-либо собственностью, есть мясо и рыбу, ездить на лошадях. Откуда брать средства для выкупа? Тринитарии собирали пожертвования и милостыню. Ездил освобождать пленных и сам Жан де Мата. За 400 лет выкупили больше 30 тысяч человек. Много это или мало? Жизнь и свобода любого из них бесценна. В числе спасенных орденом от неволи в 1580 г. был и Сервантес, который после этого смог вернуться в Испанию и написать своего «Дон Кихота». За одно это тринитарии заслужили память в истории.
Но денег даже на такие благие цели никогда не бывает много. Вернее, их просто никогда не хватало. И неоднократно тринитарии отдавали сами себя в рабство за освобождение пленных христиан. Об этом тоже надо помнить.
Кроме выкупа тринитарии занимались бедными и больными, распространяли Евангелие. По мере снижения остроты конфликта между христианами и мусульманами монастыри все более сосредотачивались именно на этом. Устав был смягчен, начали обрастать хозяйством. И дожили до того, что во время Реформации их деятельность в Германии и даже во Франции была запрещена. Потом орден возродился, но уже не в прежнем масштабе.
Непримиримый конфликт между земным и небесным, между материей и духом не может быть решен даже в рамках Церкви. Ее члены могут только выбирать или то, или другое. И осознавать последствия своего выбора.
Источник: Блог Романа Авдеева