Если смотреть на акцию, которая была названа панк-молебном коллектива Pussy Riot, без политических оценок, а попытаться понять, в чем причина, с одной стороны, возникновения такой формы акционизма, с другой – такой реакции, тут есть три крайне важных аспекта.
#{image=611155}С одной стороны, это антиклерикализм. И именно он поддерживал и спровоцировал саму акцию. Причем антиклерикализм не только светской, атеистической, свободомыслящей и антицерковной среды, но и внутрицерковной среды.
С другой стороны, это рост секулярных настроений, который происходит во всем мире.
И третье – конкуренция или полемика с исламом, которая существует внутри православия и которая сыграла свою роль в такой жесткой реакции.
Думаю, что большинство россиян оценивает эту акцию негативно. Оценка негативная не отменяет очень важных моментов. Несомненно, что девушки совершили противоправное действие, несомненно, их нужно судить. Но при этом сомнительно, что их необходимо судить по уголовному законодательству, давать им 5–7 лет, не выпускать с подпиской о невыезде молодых мам с московской пропиской. Но это все юридические тонкости, давайте взглянем в ядро проблематики.
Существуют очень острые антиклерикальные настроения. Именно они подтолкнули этих девушек к проведению подобного форма акции. Разумеется, это форма современного искусства. Искусство – это не оценочное понятие. Это определенная форма общественной деятельности. Критерием искусства в мире постмодерна является опасность. Чем опаснее, тем более художественно. Критерием художественности становится не красота и точность воплощения образа, не наличие в нем мощного смысла. Очевидно, что в данном случае девушки совершали акт современного искусства (что не отменяет того, что государство может их наказать).
Это не была прямая форма оскорбления. Подобные, но не художественные акции можно встретить в Европе – скажем, забрасывание тортами неугодных лидеров, в том числе религиозных. Представим, что какие-то деятели свободомыслящего атеистического кружка решат забросать тортами патриарха. Разумеется, это хулиганство. Но является ли это оскорблением религиозных чувств?
Антиклерикальные настроения, которые выразились в акции девушек, предполагают, что церковь играет слишком большую роль в политическом процессе. Это так для значительной части населения страны, в том числе для того самого креативного класса. Они полагают, что этот процесс надо приостановить.
Тут вступает важный факт полемики с мусульманами. Простой, но крайне опасный для православного мира тезис – «что бы было с этими девушками, если бы они пытались провести эту акцию в мечети?». Существует мнение, что православие – религия слабая, немужественная, феминная. И это зачастую подталкивает к ужесточению православия. В том числе к тому, чтобы православие играло все большую роль в жизни общества. Эта риторика может подтолкнуть православие на очень опасный путь.
Общество, к сожалению, в России сегодня не понимает религиозную тему. Общество не понимает, например, где танцевали эти девушки. На амвоне, на который выходит священник, на котором могут находиться миряне. Это ступенька, которая начинает алтарную часть, но она не находится внутри алтаря. Непонимание ни структуры храма, ни того, где находились девушки, ни как происходило это действие, ни вообще отношений, которые существуют между церковью и государством, заставляет поляризовать общество.
Источник: Russia.ru