Чуйченко на научно-практической конференции Минюста «200 лет со дня восстания декабристов: уроки прошлого для настоящего» подчеркнул: «Сейчас часто по аналогии пытаются приравнять декабристов к иноагентам. Так вот, не были они иноагентами, не были они и агентами иностранного влияния, они были субъектами иностранного влияния», передает ТАСС.
Министр отметил, что декабристы Павел Пестель и Никита Муравьев восхищались североамериканским опытом, а образцом для них служила Конституция США. При этом, по его мнению, попытки переноса чужих моделей на российскую почву без учета местной специфики всегда были неудачны. В качестве иллюстрации Чуйченко привел марксистскую теорию, которая, по его словам, «потерпела крах при реализации в нашей стране».
Чуйченко также напомнил, что Александр Первый предоставил широчайшую автономию Польше и Финляндии, что стало уникальным явлением для истории России. Он заметил, что Польша получила конституцию, свой Сейм и даже армию, а Финляндия – отдельную правовую систему. Министр обратил внимание, что против такого монарха, обладавшего гибким подходом, выступали «создатели «Русской правды»», в том числе Павел Пестель, чей проект предлагал очень радикальное решение национального вопроса.
Чуйченко добавил, что в «Русской правде» предусматривалась возможность независимости Польши на определенных условиях, а отдельные документы декабристов фиксируют планы передать ряд приграничных исконно русских земель Польше. Он подчеркнул, что этот вопрос требует дальнейшего непредвзятого изучения.
Ранее Чуйченко сообщил, что восстание декабристов в 1825 году оказало отрицательное влияние на развитие России и затормозило проведение важных реформ.