«Ever Given – одно из крупнейших в мире судов. Оно гигантское и к тому же полностью загруженное. Контейнеровоз хоть и не шел полным ходом, но сильная инерция воткнула его в берег канала на мелководье. Настолько тяжелое ЧП такого рода произошло впервые», – отметил главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко.
По словам эксперта, беспрерывно работающие на месте минимум пять буксиров со спасателями сильно ограничены в пространстве – они вынуждены работать в щели. «Им не хватает пространства для полноценного применения всех сил и средств, чтобы сдернуть гиганта с мелководья. Это привело к тому, что операция сильно затруднена», – пояснил собеседник.
«В ближайшие несколько суток специалисты будут стараться сделать все возможное, чтобы избежать самого страшного – частичной разгрузки контейнеровоза, потому что на это уйдут многие недели. Поэтому они, раскачивая застрявшее судно взад-вперед, пытаются либо полностью сдернуть его с мели, либо хотя бы приткнуть всем бортом к берегу канала. Это позволит обеспечить пусть частичное и затрудненное, но все же хоть какое-то движение по каналу», – рассказал эксперт.
Войтенко убежден, что произошедшее не приведет к расширению Суэцкого канала. «Какой он есть, его хватит с лихвой. Многие суда уже пошли в обход. Мировой экономике сейчас не до расширения канала. Судоходство идет на спад из-за пандемии коронавируса», – резюмировал собеседник.
Из-за аварии Ever Given в канале, в частности, застряли танкеры с нефтью на сумму более 400 млн долларов. Расходы при отправке судов альтернативным путем в обход мыса Доброй Надежды (плюс 9,6 тыс км к маршруту) составят 300 тыс. долларов для супертанкера, перевозящего нефть с Ближнего Востока в Европу.
Предполагается, что восстановление судоходного маршрута может занять несколько недель, а не несколько дней, как предполагалось ранее. Для разблокирования Суэцкого канала на место следуют два дноуглубительных судна.
Ранее Войтенко, оценив ситуацию в Суэцком канале вскоре после возникновения затора, сказал газете ВЗГЛЯД: «Если контейнеровоз очень серьезно «расклинился» и потребуется масштабная спасательная операция длительностью в несколько недель – тогда происходящее и начнет приносить ощутимые экономические потери».
Газета ВЗГЛЯД анализировала, чем эта нештатная ситуация может быть полезна России.