В аналитической компании TankerTrackers, которая отслеживает движение нефтетанкеров по всему миру, сообщили, что в течение нескольких часов после инцидента с Ever Given у северного и южного входа в канал скопились суда, на борту которых находится около 10 млн баррелей сырой нефти и нефтепродуктов. Основываясь на информации о портах, из которых вышли суда, можно оценить, что пробка в Суэцком канале задержала 2,6 млн баррелей нефти из России. Исходя из стоимости нефти Urals около 60 долларов за баррель, речь может идти об объемах на 160 млн долларов, сообщает РБК.
По данным Vortexa, 24 марта планировалось поставить как минимум 140 тыс. тонн нефти (около 1 млн баррелей) Каспийского трубопроводного консорциума (КТК, России принадлежит 24%) через Суэцкий канал в направлении Египта. И эти поставки, очевидно, будут задержаны.
По данным Минэнерго США, Суэцкий канал длиной 190 км и шириной 205 метров в последние годы приобрел важную роль в качестве маршрута для транзита российской нефти. Поставки нефти и нефтепродуктов из России обеспечили самую крупную долю – 24% – в нефтяном трафике через канал в южном направлении (преимущественно в Азию) в 2018 году.
С начала 2021 года Россия была крупнейшим экспортером нефти и нефтепродуктов по Суэцкому каналу – в среднем 546 тыс. баррелей в сутки, указывает Vortexa. На втором месте Саудовская Аравия (410 тыс. баррелей), на третьем – Ирак (400 баррелей в день).
Один из крупнейших в мире контейнеровозов Ever Given компании Evergreen, который шел из китайского Янтяня в порт Роттердам, сел во вторник на мель в Суэцком канале. По предварительной информации, причиной инцидента стало отклонение от курса из-за сильного ветра. Судно длиной 400 метров и грузоподъемностью порядка 224 тыс. тонн направлялось из КНР в Роттердам. Позже сообщалось, что контейнеровоз Ever Given удалось частично снять с мели, однако из-за блокировки Суэцкого канала в очереди скопилось не менее 23 судов.
Эксперт по судоходству Михаил Войтенко, проанализировав ситуацию в Суэцком канале, сказал газете ВЗГЛЯД, что «если контейнеровоз очень серьезно «расклинился» и потребуется масштабная спасательная операция длительностью в несколько недель – тогда происходящее и начнет приносить ощутимые экономические потери».
Газета ВЗГЛЯД анализировала, чем эта нештатная ситуация может быть полезна России.