Как пишет «Коммерсант», ФГУП «Росморпорт» должно получить к 2024 году лишь четыре ледокола, а не девять, как предполагалось ранее в КПМИ. Как следует из обновленного паспорта проекта «Развитие морских портов», срок сдачи еще шести судов продлен до 2030 года, а сама программа обновления ледокольного флота подорожала на 37%, до 72 млрд рублей.
Учитывая срыв сроков и нехватку финансирования, «Росморпорт» стремится прежде всего ускорить сдачу крупных линейных ледоколов.
Наиболее понятная ситуация с ледоколом на 18 МВт для Дальневосточного бассейна, который строит «Пелла» за 7,5 млрд рублей. Он должен быть сдан к сентябрю 2024 года, увеличение стоимости не обсуждается. Конкурс на второй ЛК-18 для Северо-Западного бассейна так и не состоялся. В обновленном КПМИ говорится, что подготовлено предложение увеличить предельную стоимость до 8 млрд рублей с авансом не менее 50%. Ледокол должен быть построен до 2024 года.
Еще два ледокола 12–14 МВт для Архангельского и Балтийского бассейнов общей стоимостью 16 млрд рублей (ранее 13 млрд рублей), которые должны работать на дизтопливе и СПГ, рискуют выйти за рамки 2024 года. В КПМИ указано, что только «Пелла» согласилась строить два судна за 17,9 млрд рублей, но «Росморпорт» считает такую цену «завышенной».
В КПМИ предусмотрено завершение строительства этих ледоколов до конца 2024 года, и «выдержать данный срок возможно только в случае скорейшего начала строительства судов».
Менее мощные ледоколы получили низкий приоритет в программе, и их ввод точно будет отложен. Так, два портовых ледокола на 6–8 МВт стоимостью 14,6 млрд рублей теперь планируется сдать в 2028 году. Неясна ситуация с четырьмя мелкосидящими ледоколами на 6,4 МВт совокупной стоимостью 19 млрд рублей, которые первоначально должна была строить дальневосточная верфь «Звезда». В новой редакции КПМИ говорится, что сдача первых двух ледоколов на «Звезде» перенесена на 2025 год, еще двух – на 2028 год, причем верфь уже не указана. Общая стоимость четырех судов выросла до 25,9 млрд рублей.
Напомним, в июле заместитель министра промышленности и торговли России Олег Рязанцев сообщил, что решение о месте строительства ледокола «Лидер» принято, судно будет построено на Дальнем Востоке.