«Допустим, ему вдруг действительно понадобился Египет. Но тогда «Академик Черский» пошел бы туда из Находки прямым путем через Суэцкий канал. Но «Академик Черский» обогнул всю Африку. Да и вряд ли в Египте появилась какая-то срочная работа для трубоукладчика», – считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
«Не будь у этого корабля контракта, он бы остался в Находке или отправился бы к месторождению «Сахалин-3», где для него действительно есть фронт работы. Это же не такси, которое «бомбит» по городу и ищет, кто на обочине потянет руку, – пояснил эксперт. – Вокруг Африки корабль пошел потому, что сильно подешевело топливо, и такой путь оказался дешевле, чем через Суэцкий канал, за проход по которому надо платить».
Юшков уверен, что корабль целенаправленно идет в Балтийское море, чтобы закончить «Северный поток – 2». «Корабль не спешит, потому что и Газпрому сейчас не нужно спешить. Он хочет начать работы ближе к лету, когда море будет спокойнее. «Академик Черский» не относится к самым совершенным судам такого типа в мире. Самое совершенное судно, наверное, это Pioneering Spirit. Он мог прокладывать до пяти километров газопровода в сутки, почти при любой погоде, в то время как «Академик Черский» прокладывает максимум два – и только при спокойной воде.
«Так что вряд ли «Академик Черский» действительно изменит курс и пойдет в Египет. Думаю, он просто указывает точки, которые более-менее находятся по его курсу при движении в сторону Балтийского моря. Сейчас он находится около южного побережья Марокко. То есть если кораблю понадобился Египет, то в любом случае ему надо двигаться на север. Но когда он доплывет до Гибралтарского пролива, вряд ли он повернет в Средиземное море. В тот момент он просто укажет в качестве своей цели новую точку в районе Франции или Великобритании. «Академик Черский» будет держать курс на север», – уверен Юшков.
«Он указывает разные точки своего курса, при этом не указывая Балтийского моря, но такова стратегия Газпрома
– чтобы не попасть под американские санкции раньше срока. Если мы сейчас укажем, что идем достраивать «Северный поток – 2», то появятся официальные основания для санкций США. И это затруднит «Черскому» проход через проливы, заходы в какие-то западные порты, западные компании, скорее всего, не дадут ему страховку, а без страховки жизнь корабля существенно усложняется. Когда «Академик Черский» придет на Балтику и начнет работать над «Северным потоком», то он автоматически подпадет под санкции. Но они уже не помешают закончить работу», – надеется эксперт.
«Единственный вопрос, зайдет корабль для модернизации в какой-то из портов на Балтике, прежде чем начать работу. Газпром об этом не говорит. Но если да, тогда выбор будет между Калининградом и Санкт-Петербургом», – подытоживает Юшков.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, принадлежащее энергетической компании «Газпром» судно «Академик Черский» покинуло испанский порт Лас-Пальмас, что близ южного побережья Марокко, и пошло курсом на Египет. Об этом свидетельствуют данные порталов по отслеживанию судов Vesselfinder и Myshiptracking. Ожидается, что в Порт-Саид, расположенный на входе в Суэцкий канал, оно прибудет в ночь на 30 апреля.
Судно вышло из Находки, затем, обогнув африканский континент, через Атлантику дошло до Европы. «Академик Черский» должен был направиться в Балтийское море для работ на трубопроводе, но, судя по нынешнему маршруту, он начал движение обратно.
Отметим, что трубоукладчик постоянно меняет пункт назначения. Министр энергетики Александр Новак в декабре 2019 года сообщал, что использование «Черского» – это один из вариантов достройки «Северного потока – 2», но потребуется некоторое время на дополнительную подготовку судна.