Глава Союза журналистов России Владимир Соловьев выразил радость вердиктом петербургского суда по поводу Игоря Рудникова.
«Мы про это дело знаем и занимаемся им давно. Я сам не раз бывал в Калининграде и общался с коллегами, в том числе и из газеты «Новые колеса». Наше отделение в Калининградской области, которое возглавляет Анатолий Стародворский, постоянно было со мной в контакте по этому делу. Когда в свое время на Рудникова было совершенно нападение, туда выехала целая делегация из Союза журналистов во главе с нашим секретарем, нынешним депутатом Госдумы Евгением Примаковым, и подробно с этим делом разбиралась», – напомнил Соловьев.
«Мы писали бумаги в разные органы власти, чтобы проявили внимание к этому делу. Вчера у нас был митинг на проспекте Сахарова, где многие выступающие вспоминали Рудникова. Но сегодня это известие было неожиданно для нас. Наверное, это произошло на общей волне – после случая Ивана Голунова, после объединения гражданского общества и журналистского сообщества», – предположил глава Союза.
«Мы надеемся, что это коснется не только Ивана Голунова, Игоря Рудникова, и сейчас вспомнят про Андрея Евгеньева, который по такому же делу, по какому собирались уголовно преследовать Голунова, сидит в тюрьме уже третий год», – отметил Соловьев.
«Сегодня у нас на сайте и у меня в Фейсбуке было опубликовано открытое обращение к главе СК Александру Бастрыкину, потому что в деле Евгеньева было много нарушений во время задержания, ареста, он был избит. Наш коллега отрицает свою причастность к наркотикам, – точно также как Иван Голунов. Мы верим, что это дело тоже будет пересмотрено. Это тоже очень важно сейчас. Это касается не только журналистов, это касается очень многих наших сограждан», – отметил глава Союза.
«Вчера на митинге мы приняли резолюцию о том, что очень важно разобраться с 228 статьей УК по хранению и распространению наркотиков, по которой у нас чуть ли не сорок тысяч людей находится в заключении. Это способ, с помощью которого человеку можно сломать судьбу, здоровье, лишить бизнеса. Посадить в тюрьму очень легко, просто подсунув какой-то небольшой пакетик», – возмущается Соловьев.
«Вчера на митинге все требовали, чтобы расследования велись прозрачно для общественности, чтобы люди не страдали и недобросовестные полицейские не могли так действовать против честных граждан», – подытожил глава Союза журналистов России.
Как сообщил в понедельник ТАСС, Московский районный суд Петербурга в понедельник огласил приговор бывшему заместителю полпреда президента по СЗФО Александру Дацышину по уголовному делу о пособничестве в вымогательстве денег у главы управления СК по Калининградской области. Суд переквалифицировал ему обвинение на статью о пособничестве в покушении на самоуправство, назначил наказание в виде 350 часов обязательных работ и освободил от наказания по отбытию. Ранее Дацышин обвинялся в пособничестве в вымогательстве.
Вторым фигурантом дела является экс-депутат Калининградской областной думы и журналист Игорь Рудников. Он обвинялся в вымогательстве и в том, что не уведомил о наличии документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.
Суд не нашел состава преступления по статье о вымогательстве и также переквалифицировал Рудникову обвинение на статью о самоуправстве, назначил наказание в виде 550 часов обязательных работ и также освободил его в связи с отбытием. Свою вину оба не признали.
«Я приветствую освобождение журналиста Игоря Рудникова, редактора российской газеты «Новые колеса», – написал представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по вопросам свободы СМИ. – Этого ожидали давно. Я призываю власти снять с него все обвинения и полностью оправдать его. Он не должен был проводить 20 месяцев в заключении».
Как писала газета ВЗГЛЯД, в ноябре 2017 года, сразу после ареста, скандал вокруг Рудникова вышел за пределы России. За него вступился международный «Комитет защиты журналистов». Рудников – самый известный «борец с коррупцией» в регионе – подозревается в том, что шантажировал начальника местного СК.
Как известно, Калининградский областной суд в феврале удовлетворил иск Роскомнадзора о закрытии газеты «Новые колеса», учредителем и редактором которой являлся Рудников. Представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир тогда выразил обеспокоенность по поводу решения суда. В понедельник Арлем Дезир приветствовал в решение российского суда освободить из-под стражи Рудникова.
Калининградские коллеги Рудникова также приветствовали его освобождение.
«Моя изначальная позиция по делу Игоря Рудникова была очень четкой: для того, чтобы сажать журналиста, и даже не журналиста, а издателя (а это как говорят в Одессе – две большие разницы) за решетку – нужны очень веские основания. И, как правило, эти основания должны быть безусловно доказанными», – заявил газете ВЗГЛЯД публицист, обладатель премии «Золотое перо России» Илья Стулов.
«Потому я считаю, что ни Рудников, ни кто-либо другой при тех основаниях, которые были обозначены изначально, не должен был находиться за решеткой», – добавил Стулов.
«Да, в деле фигурировали деньги. Достаточно крупная сумма, «зависшая» между начальником регионального СК и издателем газеты. Суд признал этот факт. Но вымогал ли их Рудников или согласился на заманчивое предложение – вопрос, собственно говоря, определяющий», – пояснил Стулов.
По его словам, любой кулуарный меркантильный вопрос бросает тень на профессию. «Никоим образом не оправдываю. Но это совсем не значит, что издатель за пространные рассуждения о понесенных расходах должен лишиться свободы на долгие годы, а сам генерал, вызвавшийся эти расходы компенсировать, должен выглядеть белым и пушистым», – добавил Стулов.
«Репутация газеты, которую основал и которой руководил Рудников мягко говоря, неоднозначная, но за плохую репутацию никто никого сажать не должен. Для ограничения работы подобных СМИ есть другие инструменты и Роскомнадзор», – подчеркнул публицист.
«И я не сомневаюсь в том, что на такой вердикт повлиял скандал с Иваном Голуновым. То есть, хайп, пойманный на том деле, в любом случае повлиял на решение суда», – заключил Стулов.