Как заявил представитель МИД Турции Хами Аксой, более миллиона уйгуров «подвергаются произвольным арестам, пыткам и политическому промыванию мозгов в лагерях для интернированных и тюрьмах».
«Уйгуры, живущие за пределами Китая, в том числе в Турции, не могут получить сведений о близких и родственниках на родине», – приводит его слова The New York Times.
«Тот факт, что в XXI веке вновь появились концентрационные лагеря, – позор для всего человечества», – заявил Аксой, призвав китайские власти уважать основополагающие права этнических уйгуров и закрыть концлагеря.
Представитель турецкого внешнеполитического ведомства, комментируя кончину уйгурского поэта Абдуррехима Хейита, приговоренного судом в Китае к восьми годам заключения, заявил, что за последние два года давление на этнических уйгуров и другие мусульманские общины Китая усилилось. Очередным шагом в этом направлении, по его словам, стала реализация политики «китаизации» религий и вероисповеданий, объявленная в октябре прошлого года.
Он добавил, что вопрос положения уйгуров постоянно поднимается Турцией в ходе переговоров с Китаем.
В июле 2015 года газета ВЗГЛЯД подробно анализировала обострение в отношениях Китая и Турции из-за протестов со стороны турецких активистов, выступающих в защиту китайских мусульман-уйгуров. Тогда турки предъявили Китаю претензию в ущемлении прав мусульманского населения, на что Пекин ответил довольно резко.
Китайская газета Global Times предсказывала, что уйгурский вопрос может стать причиной ухудшения отношений между Китаем и Турцией.