Критические замечания верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи прозвучали за два месяца до выборов, на которых, как ожидается, президент Хасан Роухани будет баллотироваться на второй срок, отмечается в публикации The New York Times.
Люди должны чувствовать улучшение ситуации, рост числа рабочих мест и производства. Однако этого нет
«Мы слышим жалобы от людей... Люди должны чувствовать улучшение ситуации, рост числа рабочих мест и производства. Однако этого нет», – подчеркнул аятолла Хаменеи в комментарии государственному телевидению.
Эксперты отмечают возникшую напряженность между Хаменеи и Роухани в связи с приближающимися выборами. Роухани всегда опирался на проверенные временем отношения с Хаменеи, однако многие отмечают, что президенту также не нравятся некоторые жесткие консервативные элементы в политической иерархии Ирана, подчеркивает NYT.
На выборах 2013 года Роухани одержал победу среди «довольно консервативных соперников», отчасти этому способствовало его обещание договориться о прекращении международных санкций, введенных против Ирана из-за его ядерной программы и сделавших страну экономически ослабленной и изолированной, полагает издание.
И хотя заслуга Роухани в достижении соглашения 2015 года была отмечена, экономика Ирана вопреки всем надеждам так до сих пор и не поднялась. Более того, иностранные инвестиции в страну остаются крайне незначительными, что делает Роухани потенциально уязвимым для консервативных критиков, которые говорят, что он подорвал ядерную автономию Ирана без какой-либо очевидной на то выгоды, подчеркивает NYT.
Роухани и его коллеги между тем отмечают, что экономика Ирана укрепилась по сравнению с эпохой его предшественника Махмуда Ахмадинежада. Они также подчеркивают, что многие иностранные компании по-прежнему неохотно инвестируют в Иран из-за долгих напряженных отношений страны с США.
Экономисты отчасти объясняют сохраняющуюся экономическую слабость Ирана тем, что страна сильно зависит от продажи нефти, цена которой на мировом рынке остается низкой. Аятолла Хаменеи в четверг также выразил разочарование по поводу того, что правительство неспособно создать «экономику сопротивления», то есть самодостаточную, в меньшей степени зависящую от импорта.
Хаменеи одобрил ядерное соглашение 2015 года, однако он выражает опасения в отношении любого шага к примирению с США, называя американцев «двуличными и злобными», отмечает NYT. Многочисленные заявления против Ирана президента Дональда Трампа, а также его указ о запрете на въезд гражданам и беженцам из семи мусульманских стран, включая Иран, лишь укрепили мнение Хаменеи. Ранее он саркастически высмеял Трампа и поблагодарил его за раскрытие «истинного лица Америки», подчеркивает издание.
Президентские выборы в Иране пройдут в мае 2017 года.