«В праздничные майские дни команда проекта «Поклон кораблям Великой Победы» вместе с нашими коллегами из Финляндии провела серию погружений для идентификации, изучения и видеосъемки геройской подводной лодки Щ-408. До сих пор был примерно известен лишь район гибели, но сейчас мы смогли точно выйти на корпус и провести подводные работы по точной идентификации боевого советского подводного корабля», – приводит РИА «Новости» слова руководителя проекта «Поклон кораблям Великой Победы-2016» Константина Богданова.
Он добавил, что по итогам экспедиции удалось достоверно установить, что это именно та лодка, которая приняла неравный бой возле эстонского острова Вайндло и с поднятым боевым флагом ушла на дно, за что была прозвана «Подводным варягом».
«Все люки подводной лодки задраены, на рубке четко видны пробоины от попаданий снарядов, выпущенных фашистскими кораблями, с которыми лодка вела бой. Все известные из военных архивов подробности гибели лодки получают фактическое подтверждение», – рассказал Богданов.
Руководитель экспедиции уточнил, что обследование лодки проводилось на глубине 72 метра. По его словам, обе 45-миллиметровые пушки повернуты в сторону левого борта и находятся в боевом положении, а на палубе лежат ящики со снарядами и автомат ППШ, принадлежавший, по всей видимости, командиру лодки Павлу Кузьмину, который по уставу во время ночного боя находился на мостике.
В экспедиции, организованной при поддержке компании «Транснефть», помимо российских дайверов принимала участие финская поисковая команда Subzone.
При выходе в свой первый боевой поход Щ-408 преодолела Гогландский минный рубеж, однако 21-22 мая 1943 года была обнаружена немецким самолетом, после чего вражеские корабли начали ее преследование. Ночью 22 мая, когда запасы электроэнергии и воздуха были на пределе, лодка вынуждена была всплыть. После всплытия Щ-408 была атакована вражескими кораблями и вступила в неравный артиллерийский бой. Передав радиограмму с просьбой о помощи, Щ-408 снова погрузилась под воду, однако посланные на помощь лодке советские самолеты не смогли пробиться к ней и помочь.
В течение двух дней экипаж Щ-408 продолжал бороться за жизнь, пытаясь починить вышедшие из строя механизмы, в условиях непрерывных атак глубинными бомбами со стороны немецких и финских кораблей. Рано утром 25 мая из-под воды перестали доноситься какие-либо звуки. Вместе с Щ-408 погиб ее экипаж из 40 человек.