«Есть концептуальные идеи, например работа с так называемыми уставшими собственниками. Эти люди вошли в банковский бизнес давно, для них этот бизнес – почти семейный, а выйти из него почти невозможно. Продать не получается – спроса нет, закрыть банк почти невозможно, передать бизнес некому, денег на развитие больше нет. Мы надеемся, что с помощью фонда консолидации мы поможем собственникам с достоинством выйти из бизнеса», – сообщили «Ведомости» слова Тулина, который с 17 октября начал отвечать в финансовом регуляторе за банковский надзор.
Бывшие владельцы отданных в фонд банков смогут получить за них долю в более крупном банке, когда фонд будет объединять свои активы, аналогично сделкам с отложенными обязательствами, обещает Тулин: «Скажем, через два года, если кредитный портфель, который он передал (в составе банка), будет обслуживаться».
Эта идея появилась в ЦБ в связи с опасениями, что люди, которые не видят перспектив выйти из бизнеса, могут начать совершать неэтичные действия. «С 2013 года происходит что-то необычное: многие люди – собственники, менеджеры – совершают вещи, которых мы от них совсем не ожидали. Фонд консолидации может стать возможностью для них просто остановиться», – объясняет Тулин.
«С учетом непростой экономической ситуации на банковском и других рынках есть эффект «акционерной усталости». И на этом фоне возможность передачи едва живых банков в фонд санации очень своевременна», – говорит совладелец Бинбанка Микаил Шишханов, называя это способом предотвратить возникновение более серьезных проблем в конкретном банке.
«Я так устал владеть банком – чистая правда, – признался совладелец банка из топ-100. – Но вряд ли я пойду сдавать свой банк в ЦБ, хотя идея звучит прекрасно».