Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает логичным институт сбора подписей, который признан показать политический вес той или иной партии.
«Он позволяет отсечь популистские структуры (которые регистрируются только для того, чтобы участвовать в выборах, но не выигрывать), от тех структур, которые пытаются реально конкурировать в политической борьбе. Как правило, это структуры со своей разветвленной сетью, они достаточно активно работают в субъекте и это позволяет им оперативно и достоверно изыскивать необходимые подписи», - считает эксперт.
Беда многих партий в том, что в последнее время они разучились общаться с простым избирателем, сидя где-то в московских офисах, считая, что избирательная кампания – это телевизор, интернет и реклама
По его словам, сбор подписей – это не просто попытка закрепить преимущество, а возможность показать реальное влияние избирателей, вес политической структуры. В противном случае это приводило бы к максимальному использованию «черных» технологий, связанных с массовыми клонами партий.
В свою очередь директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов указывает, что жанр сбора подписей – обратная связь с избирателем, прямое общение и контакт с ним. «Это и есть главный процесс, а не виртуальные построения типа соцсетей, которые являются дополнительными инструментами. Беда многих партий в том, что в последнее время они разучились общаться с простым избирателем, сидя где-то в московских офисах, считая, что избирательная кампания – это телевизор, интернет и реклама», - сказал Мартынов газете ВЗГЛЯД. На самом же деле, подчеркивает собеседник, выборы - не для кандидатов и партий, а для избирателя. Борьба за его симпатии, надежды, кредит доверия есть смысл предвыборной политической работы, которую должны делать кандидаты.
Мартынов отметил, что сегодня создана крупная коммерческая индустрия по сбору подписей за деньги и «там огромное количество фальсификаций, которые при современных уровнях проверок очень быстро выявляются». «Либо вы идите просто общаться с людьми, либо не участвуйте во всем этом. Все эти «парнасы» страшно далеки от народа. Они просто бояться людей», - рассказал Мартынов.
Он напомнил, что процедура сбора подписей – мировая практика, но некоторые оппозиционные политики пытаются представить свою неспособность собрать подписи, как некое препятствие, которое им чинят власти. «Россия следует общему тренду. У нас это не так жестко как в тех же США, где партии и кандидаты должны постоянно доказывать свое право участия в тех или иных электоральных процедурах путем представления должного количества подписей избирателей. Там даже между выборами существуют такие механизмы», - напомнил политолог.
В свою очередь, Дмитрий Абзалов подчеркивает, что успех на стадии сбора подписей зависит и от того, насколько высок доступ к кампаниям региональных лидеров, лидеров общественного мнения. «Если партия приходит в регион и проводит туда своих федеральных лидеров, делает ставку не на региональную инфраструктуру, а именно на московскую – это очень серьезно снижает качество сбора подписей и уровень региональной работы», - подчеркнул он.
В качестве одного из примеров можно привести праймериз в Калужской области, организованные ПАРНАСом и партнерами по коалиции. «Выборы перед выборами» ознаменовались сразу двумя скандалами. Сначала у приехавших из Москвы оппозиционеров произошел конфликт с лидером местного отделения партии «Демократический выбор», экс-депутатом областного заксобрания Сергеем Фадеевым. Затем федеральный политсовет партии исключил из лидера регионального партии Татьяну Котляр из избирательного списка.
В кампании ПАРНАСа в Костромской области, также как и в Калуге работала «команда приезжих» - технологи и активисты из Санкт-Петербурга и Ярославля. Как отмечают местные наблюдатели, команда была подобрана по принципу лояльности зампредседателя партии Илье Яшину**, возглавляющий избирательный список ПАРНАСа в Костроме (что можно считать проявлением партийной линии – выдвижение в регионах «московских гостей»). Активисты жаловались на то, что приезжие по сути оттеснили региональное отделение партии от ведения кампании. Добавим, что 28 июля глава костромского избирательного штаба ПАРНАСа, петербуржец Андрей Пивоваров был задержан - как утверждали правоохранители, при попытке получить доступ к полицейской базе данных.
Другой проблемой оппозиции стали праймериз, которым лидеры коалиции уделили слишком много времени и ресурсов, вместо того чтобы искать и обучать активистов-полевиков для сбора подписей. В итоге праймериз дали не более 10% от требуемого числа подписей (300-500 избирателей в Костромской и Калужской областях, менее 1200 избирателей в Новосибирской области). Более того, ни в одном из регионов не появились настоящие лидеры общественное мнения, которые одним присутствием в списке могли бы упростить задачу сбора 0,5% подписей от числа избирателей в регионе за выдвижение списка ПАРНАСа на выборы.
В нынешнем формате надо очень жестко проверять подписную составляющую и активно заниматься агитационной работой. Эти важные факторы в основном провалились
По мнению Мартынова, если праймериз проводить подобающим образом, то они крайне важны для кандидатов и партий, потому что «на нулевом цикле ты в состоянии оценить степень поддержки избирателей».
«Возникает масса неприятных и неудобных вопросов. Люди у нас подкованные и жесткие. Но если ты уж прошел через эти вещи, то уверенно идешь дальше и это помогает избирательной кампании. В то же время в праймериз всегда есть огромные риски. Если тебя сразу не примут, то что бы ты ни делал, вполне вероятно, что ты не пройдешь кампанию и не добьешься результатов. Как правило, на такой риск не идут эти замечательные люди, которые страшно далеки от народа. Их опыт в Новосибирске – это скорее не решение или желание ПАРНАСа, сколько их на это дело подбил новый партнер – Алексей Навальный. Он явно сделал это в целях самопиара, раскрутки. Навальный идет по принципу: чем хуже, тем лучше. Плохого пиара не бывает. Это лишнее упоминание, цитирование. Но к реальному выборному и демократическому процессу, где нужно общаться с людьми и завоевывать их симпатии, это не имеет никакого отношения», - уверен Мартынов.
Напомним, избирком Новосибирской области в конце июля отказал в регистрации списка оппозиционной коалиции на базе ПАРНАСа из-за недостаточного количества признанных действительными подписей избирателей. Сейчас в городе продолжается расследование по факту нарушений при сборе подписей. Руководство новосибирского отделения партии подозревается в мошенничестве. Причиной стало обращение в СК России гражданина, который пожаловался на невыплату вознаграждения за сбор подписей избирателей.
Также Абзалов указал на то, что необходимо правильно «устраивать коалиционные составляющие» и «не все партии готовы этим заниматься». Именно неумение договариваться, создавать коалицию стало одной из главных причин провала демократов в Калужской области. Напомним, вместо объединения усилий всех имеющихся волонтеров (команды Максима Каца, «Демвыбора» и московских сторонников оппозиции) оппозиция разбилась на два лагеря: «Гражданскую инициативу» и ПАРНАС. Конкуренты начали соперничать друг с другом во время сбора подписей. В частности, подсылая подписантов-провокаторов в штаб к конкуренту и провоцируя информационные разборки в социальных медиа.
В итоге накануне избирком Калужской области забраковал 100% подписей, собранных в поддержку списка «Гражданской инициативы», а чуть ранее калужский штаб Навального* и Михаила Касьянова решил не сдавать на проверку собранные 6,3 тыс. подписей.
По мнению Абзалова, оппозиции в целом необходимо повышать качество политической работы. «В нынешнем формате надо очень жестко проверять подписную составляющую и активно заниматься агитационной работой. Эти важные факторы в основном провалились. Плюс ко всему ключевым стало отсутствие реального политического веса организаций», - уверен эксперт.
Кроме этого Абзалов указал и на то, что партии должны приходить в регионы не в последние месяцы. Коалиция была создана впопыхах примерно за месяц до официального назначения выборов. Хотя перечень регионов, где в этом году пройдут выборы, был известен около года назад. Таким образом, оппозиционеры не учатся на своих ошибках. Год назад на выборах в Мосгордуму они начали готовиться к выборам в начале мая и большинство кандидатов не собрали необходимого числа подписей и даже не пытались потом сдать их на проверку и избирком.
«Политические структуры должны работать в регионах не в последние месяцы и даже не за полгода до выборов, - - убежден политолог. - Они должны работать там долго. Чтобы развернуть региональную сеть, требуются серьезные усилия. Этого нельзя сделать за счет двух-трех выездов из Москвы. Это бессмысленно. В субъектах нужно работать постоянно, а не от случая к случаю. Необходимо работать муниципальными депутатами, развивать региональную сетку. Это долгосрочная системная работа партий. Это тоже очень важный фактор, которого не хватило».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** Признан(а) в РФ иностранным агентом