«С помощью «Бердяевских чтений» мы пытаемся создать консерватизм как многогранное целое - и как политическую идеологию, и как философию, но еще и как жизненное мировоззрение», - заявил профессор кафедры политологии НИУ-ВШЭ, член общественного совета Фонда ИСЭПИ Леонид Поляков, который в пятницу провел на чтениях секцию «Истоки и смысл европейского консерватизма».
Напомним, что 16-18 апреля в Калининграде под эгидой Фонда ИСЭПИ проходит очередной форум «Бердяевские чтения». В рамках Форума участники традиционно анализируют современные общественно-политические тренды с точки зрения традиции и ценностей российского общества, дают прогнозы развития России и мира.
«Форум «Бердяевские чтения» посвящен трудным вопросам и возможностям российско-европейского историко-философского диалога и культурно-политического взаимодействия в сложном и быстроменяющемся современном мире», - заявил ранее председатель совета директоров фонда Институт социально-экономических политических исследований (ИСЭПИ) Дмитрий Бадовский.
Как уже указывалось, Леонид Поляков выступает на форуме в качестве модератора сессии. «Очень продуктивный разговор, девять докладов. Сессия как бы ретроспективная, посвященная прошлому, - становлению консерватизма и на Западе, и в России, анализу взаимной рефлексии, пониманию русскими Европы и европейцами - России. Но по ходу докладов выяснилось, что все эти, казалось бы, давно случившиеся, духовно-интеллектуальные события абсолютно современны», - заявил Поляков.
В пример профессор он привел доклад французского коллеги Андрея Рачинского к 200-летию Венского конгресса, в котором историк доказал, что русский царь Александр Первый впервые в истории мировой дипломатии заложил тогда в основу международного права евангельские ценности.
«Как представлялся Венский конгресс в наших умах совсем еще недавно? Торжество мракобесия, реакция, заговор царей против народов, - напомнил Поляков. - То, что воспроизвел Андрей Рачинский, доказывает, что в основе заключенного тогда Священного союза лежали прямо противоположные ценности. Нужно читать первоисточники. Нужно не доверять тому, что Любовь Бибикова назвала вторичной интерпретацией. Задача в том, чтобы увидеть прошлое в его непосредственности», - заявил Поляков.
По словам эксперта, прошлое как оно есть, если его удается восстановить, становится современным. «Не потому, что мы используем его в своих целях, а потому что опознанное в своей аутентичности оно становится той ценностью, которую мы ищем. В принципе, как это не парадоксально, мы занимаемся тем, что, исследуя прошлое, мы исследуем свое настоящее и будущее. С помощью таких «Бердяевских чтений» мы пытаемся создать консерватизм как многогранное целое - и как политическую идеологию, и как философию, но еще и как жизненное мировоззрение, потому что до сих пор он существует в частичном виде», - подытожил эксперт.
Отметим, что третий форум «Бердяевские чтения» носит название «Россия и Европа: диалог о ценностях в пространстве цивилизации». Повестка Форума построена вокруг традиционных для истории и культуры вопросов. Что есть Россия и Европа друг для друга? Кто мы – две культуры на пространстве единой цивилизации или две цивилизации, рожденные от единого ценностного начала? Где начинается и где заканчивается Европа как единое культурное пространство? На эти вопросы ответят участники форума.
Первый Форум «Бердяевские чтения» Фонд ИСЭПИ провел в мае 2014 года в Подмосковье, второй – в два этапа – в августе 2014 г. в Крыму и в сентябре 2014 г. в Москве.