«Мы разочарованы решением России приостановить участие в работе группы. Консультации по вопросам сокращения вооружений важны», – сказал Столтенберг, передает РИА «Новости».
ДОВСЕ совершенно не соответствует нынешним реалиям, это полный анахронизм
В свою очередь директор департамента по нераспространению и контролю над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов заявил, что приостановка участия России в заседаниях консультативной группы по ДОВСЕ не окажет влияния на военно-политический ландшафт в Европе.
Дипломат отметил, что «мы с самого начала сказали, что мы не собираемся предпринимать какие-то резкие военные телодвижения». «Для военно-политического ландшафта в Европе это (приостановка участия в СКГ по ДОВСЕ) влияния иметь не будет», – сообщил Ульянов.
Между тем бывший начальник Генштаба Вооруженных сил России генерал армии Юрий Балуевский считает, что причиной приостановки Россией участия в ДОВСЕ стали действия партнеров по договору.
Во вторник Россия приняла решение приостановить свое участие в заседаниях совместной консультативной группы по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (СКГ по ДОВСЕ). Впредь представлять ее интересы в СКГ Россия попросила Белоруссию.
Отметим, что в ноябре министр иностранных дел Сергей Лавров заявлял, что Россия не намерена возвращаться к выполнению Договора об обычных вооруженных силах в Европе и считает его «мертвым».
ДОВСЕ «совершенно не соответствует нынешним реалиям, это полный анахронизм», пояснил Ульянов, напомнив о том, что документ разрабатывался еще в конце 1980-х, когда существовали СССР и Организация Варшавского договора (ОВД).
Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в Париже в 1990 году 16 государствами – участниками НАТО и шестью странами Варшавского пакта. Одной из целей заключения договора было провозглашено ограничение возможности размещения обычных вооружений вдоль линии соприкосновения двух блоков, что явно не соответствует нынешним реалиям. Кроме того, договор был призван контролировать количество вооружения – танков, военных самолетов, тяжелой артиллерии на территории между Атлантикой и Уральскими горами.
На этой территории обеим группам государств – участников договора (странам НАТО и ОВД) разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, чье суммарное количество не должно было превышать 40 тыс. танков, 60 тыс. боевых бронированных машин, 13,6 тыс. боевых самолетов и 4 тыс. ударных вертолетов. Вводились ограничения и на другие виды обычных вооружений, в том числе БМП и БТР. ДОВСЕ вводил и так называемые ограничения на флангах – для Советской армии и армий стран ОВД это Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа; для НАТО – Греция, Исландия, Норвегия и Турция. На флангах каждой стороне разрешалось размещать 4,7 тыс. танков, 5,9 тыс. бронемашин и 6 тыс. артиллерийских систем.
Еще в 2008 году тогдашний начальник Генштаба генерал армии Юрий Балуевский, выступая в Госдуме, подчеркнул, что «фланговые ограничения (в ДОВСЕ) носят дискриминационный характер и должны быть отменены».
Эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев в комментарии газете ВЗГЛЯД назвал выход России из ДОВСЕ «вынужденной» мерой. Он напомнил, что сейчас, когда «США обсуждают вопросы поставок оружия на Украину, когда на Украину открыто поставляет оружие Литва и недавно был скандал по поводу поставок из Чехии, получается, что эта консультационная группа по крайней мере молчаливо соглашается с той ситуацией, которая сейчас происходит», – отметил эксперт.
Он напомнил, что заявление по поводу создания вооруженных сил ЕС также не вписывается в концепцию ДОВСЕ. «В наступившей ситуации Россия вынуждена приостановить свою работу в договоре, потому что политические процессы, которые сейчас происходят, идут в явное противоречие с самим духом этого договора», – заключил политолог.
«Этот договор уже много лет не работает, он – мертвый», – заявил газете ВЗГЛЯД президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. Эксперт объяснил, что Россия постоянно участвовала только в консультативной группе, держала там делегации. «Периодически там собирались, но не смогли сформировать повестку дня», – подчеркнул собеседник.
Он напомнил, что договор подписывался еще в советское время, когда Варшавский договор и НАТО ограничивали свою военную деятельность. По мнению эксперта, ДОВСЕ «уже тогда был ущербный, потому что американцы категорически настояли, чтобы не включались морские вооружения, крылатые ракеты и так далее».
Он добавил, что в 1999 году была попытка адаптировать договор с учетом изменившихся условий: нет Варшавского договора, ряд стран восточного блока стали членами НАТО и «прибалты в очереди стояли». «Вроде что-то там получалось, но он так в силу и не вступил», – отметил Ивашов. При этом для России ограничения договора, особенно фланговые, и особенно на юге – в кавказской зоне, продолжали лимитировать численность наших вооружений, добавил собеседник. «Поэтому в 2007 году Россия заморозила свое участие в этом договоре, но согласилась ждать лучших времен: что, может быть, отношения между Россией и Западом улучшатся, НАТО осознает важность этого договора. Однако этого не случилось. Поэтому состоялись похороны этого мертвого дитяти», – заключил эксперт.