История берет начало в предрассветные часы 28 октября 1962 года, в самый разгар Карибского кризиса, на ракетной базе США, расположенной на японском острове Окинава. В то время все американские стратегические силы были переведены в состояние DEFCON 2 и были готовы в течение пары минут перейти в состояние DEFCON 1, пишет Bulletin of the Atomic Scientists со ссылкой на слова Бордна.
DEFCON – шкала готовности вооруженных сил США. DEFCON 5 – обычная военная готовность, соответствующая мирному времени, DEFCON 1 – максимальная боеготовность. Уровень DEFCON 2 предшествует максимальной боевой готовности.
Капитан Уильям Бассетт, в то время управляющий пуском ракет, получил приказ на запуск четырех крылатых ракет Mace B, оснащенных бомбами Mark 28 (мощность взрыва – 1,1 мегатонны в тротиловом эквиваленте), каждая из которых в 70 раз мощнее бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. Дальность их полета составляла 1,4 тыс. миль (почти 2,3 тыс. километров), что позволяло атаковать Ханой, Пекин, Пхеньян и Владивосток.
Аналогичные сообщения получили и другие офицеры на Окинаве.
Сразу же после получения подтверждения приказа капитан Бассетт высказал мысль, что что-то не в порядке. По его словам, инструкция по запуску ядерного оружия должна была поступить только при переходе к уровню готовности DEFCON 1. «Мы должны действовать с осторожностью», – приводятся слова капитана в статье.
Когда капитан зачитал список целей, к удивлению экипажа, три из четырех оказались не в Советском Союзе – наиболее вероятном противнике. Тут же позвонил другой офицер и сообщил, что в его списке также две несоветские цели.
Бассетт позвонил в центр управления ракетами под предлогом, что не получил четкого приказа. «К ужасу всего экипажа, закодированная инструкция была повторена в том же виде», – говорится в статье.
Издание также рассказывает о том, что Бассетт приказал двум солдатам застрелить державшего руку на кнопке лейтенанта, если тот попробует запустить ракеты без устного приказа старшего офицера или без официального повышения уровня боеготовности до DEFCON 1.
Бассетт связался с командным пунктом. Как проходил этот разговор, неизвестно, но в итоге был отдан приказ отменить запуск ракет.
Информация об инциденте была засекречена более 50 лет. Капитан Уильям Бассетт скончался в 2011 году, никому не рассказав об этом происшествии. История стала известна благодаря Джону Бордну – в 2015 году ВВС США разрешили ему предать эту историю гласности.
Сейчас журналисты и ученые требуют от властей страны рассекретить официальные документы, связанные с этим инцидентом.