Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) представила госорганам России, Белоруссии и Казахстана проект концепции формирования единого энергорынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Проект выполнен ФГБНИУ «Совет по изучению производительных сил» по заказу ЕЭК, коллегия которой осенью должна рассмотреть согласованный и доработанный вариант, пишет «Коммерсант».
Во всех трех странах соглашения планируется разделить конкурентные и монопольные виды деятельности в энергетике
До 1 июля 2015 года концепцию нужно утвердить, год спустя должна быть принята программа формирования энергорынка, а до 1 июля 2019 года планируется подписать международный договор о его создании.
Согласно проекту, во всех трех странах соглашения планируется разделить конкурентные и монопольные виды деятельности в энергетике и ввести рынок мощности по российскому образцу. На наднациональном уровне будет работать рынок электроэнергии. Потребители смогут заключать долгосрочные договоры на закупку электроэнергии с поставщиками из других стран ЕАЭС и получат равный доступ к инфраструктуре по ее передаче. На спотовом рынке будет продаваться электроэнергия в объеме пропускной способности трансграничных ЛЭП с того рынка, где цена в данный момент наименьшая. К 2019 году должны заработать сегмент долгосрочных договоров и балансирующий рынок, спотовый - в тестовом режиме.
Наднациональными органами станут Совет ОЭР союза (эквивалент НП «Совет рынка» в России) и координаторы системных операторов, сетей и регуляторов.
В результате объединения рынков, ожидают разработчики концепции, страны ЕЭК получат дополнительный рост ВВП на 7,2 млрд долларов, экспорт электроэнергии за пределы Единого экономического пространства превысит 30 млрд кВт в час (сейчас - 14 млрд кВт ч), трансграничные ЛЭП будут загружены не на 20%, как сейчас, а на 95% с пятикратным ростом перетока - до 27 млрд кВт в час. Уже на начальном этапе, по оценкам авторов, можно получить положительный эффект от поставок из Казахстана в Белоруссию в объеме 250 млн долларов в год и от использования транзита через Казахстан дешевой энергии сибирских ГЭС в европейскую часть России в объеме150 млн долларов в год.
Выгоды, на которые рассчитывают при объединении рынков, основаны на использовании энергоинфраструктуры, заложенной еще в СССР, добавляет издание. Она формировалась как единая, и разделение на отдельные государства обесценило ряд крупных проектов. Наиболее ярким примером являются простой и частичное разрушение ЛЭП 1150 кВ, объединяющей энергосистемы Сибири и европейской части России через Казахстан.
В последние 20 лет страны развивали свою инфраструктуру без учета возможной реинтеграции, восполняя дефицит, который возник из-за распада связей. Во всех странах новые станции строились и там, где при СССР планировалось использовать мощности в соседней республике. Уже были случаи, когда эти станции в итоге простаивали. Так, «Интер РАО» в 2013 году оказалось выгоднее импортировать электроэнергию из Казахстана с принадлежащей ей Экибастузской ГРЭС-2, чем загружать омские станции ТГК-11.
У российских регуляторов уже есть «ряд технических замечаний» к концепции, добавляет издание.
«Избыточное внимание уделено структуре наднациональных органов при отсутствии четкого понимания выполняемых ими функций», - отметил представитель «Системного оператора».
«Основную задачу мы видим в организации интерфейса между тремя национальными рынками, которые сейчас весьма сильно различаются»,- добавил глава правления НП «Совет рынка» Максим Быстров.
Напомним, 1 июля президент России Владимир Путин заявил, что Евразийский экономический союз открыт для стран СНГ, которые пока не являются его членами.
29 мая Россия, Белоруссия и Казахстан подписали договор о Евразийском экономическом союзе, который вступит в силу с 1 января 2015 года.