4 декабря, воскресенье  |  Последнее обновление — 04:49  |  vz.ru

Главная тема


США закрепили антироссийскую политику перед приходом Трампа

«ни грамма муки»


Минобороны резко ответило Британии на претензии по ситуации в Сирии

«не ограничатся Донбассом»


Савченко рассказала о «планах Путина на Великобританию»

«Я вам не уважаемый»


Спор о Майдане-перевороте сорвал эфир украинского ток-шоу (видео)

их нравы


Приемная одесского депутата разгромлена из-за советских песен

газовые месторождения


Российский фрегат преградил путь украинскому пограничному кораблю

«отклонились от траектории»


Ракетные стрельбы на Украине оказались не совсем удачными

«Я был участником платежей»


Украинский депутат: Порошенко раздавал деньги МВФ членам Верховной рады

на ваш взгляд


Байкер Хирург обратился к Путину с предложением изменить герб России. Как вы оцениваете эту инициативу?

«Они такие же русские»


Денис Селезнев: Жителям России пора избавляться от иллюзий братства с советскими украинцами

«служит важным признанием»


«Теневое ЦРУ» проанализировало Концепцию внешней политики России

Российская нация


Андрей Бабицкий: Вместо «золотого века» чеченцев ожидали мрак и хаос

фоторепортаж


Украинская политика продолжает пополняться юными девушками

Вместе выгодней

Созданный Евразийский экономический союз имеет огромный потенциал

29 мая 2014, 19:05

Текст: Ольга Самофалова

Версия для печати

Путин, Назарбаев и Лукашенко подписали исторический документ по созданию Евразийского экономического союза. Он ознаменовал новый этап по унификации товарных и финансовых рынков трех стран. Минск и Астану, конечно, больше всего привлекает обещание создать с Москвой единый рынок нефти и газа, что Россия, к счастью, сумела отсрочить на десятилетие.

Президенты России, Казахстана и Белоруссии Владимир Путин, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко подписали в Астане исторический документ: договор о создании Евразийского экономического союза. ЕАЭС начнет функционировать с 1 января 2015 года.

Путин назвал символичным то, что подписание договора о ЕАЭС проходит именно в столице Казахстана, так как у истоков идеи Евразийского союза стоял Нурсултан Назарбаев, озвучивший ее на выступлении в МГУ в 1994 году.

По словам Владимира Путина, этот документ выводит страны на принципиально новый уровень интеграции. «В полной мере сохраняя государственный суверенитет, мы обеспечиваем при этом более тесное и слаженное экономическое сотрудничество и кооперацию», заявил президент.

«Евразийский экономический союз будет работать на универсальных прозрачных принципах, понятных для всех, в том числе на основе принципов ВТО», добавил он. Надо сказать, что когда Россия присоединялась к Всемирной торговой организации, она уже согласовала с партнерами по ТС единые тарифы и нормы, не противоречащие ВТО.

Как рассказывает газете ВЗГЛЯД завлабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель, 700-страничный исторический договор состоит из четырех частей.

Первая часть – это новые названия и их определения: что такое Евразийский союз, Высший совет, Межправительственный совет, суд ЕАЭС и т. д. «Вторая и третья части – это полностью копии договоров Таможенного союза и Единого экономического пространства», говорит Кнобель.

Задел на будущее

С одной стороны, договор ЕАЭС ничего нового не дает с экономической точки зрения. Все, что зафиксировано в документе, уже прописано в рамках других объединений трех стран. Поэтому в краткосрочной перспективе резко увеличить торговый оборот между тремя странами благодаря созданию союза не получится. Тем более что торговля между странами была беспошлинной еще с 1992 года, говорит Кнобель.

Однако в четвертой части документа новый союз создает задел для нахождения дальнейших взаимовыгодных компромиссов и снятия остальных ограничений. Три государства берут обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В ЕЭАС должно появиться одинаковое техническое регулирование и лицензирование. Члены союза будут осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

В четвертой части декларируются будущие договоренности по товарным и финансовым рынкам и их сроки, говорит Кнобель. Так, к 2025 году должен появиться общий финансовый мегарегулятор, а «подписанты» должны прийти к единой макроэкономической, антимонопольной, валютной и финансовой политике. Через 11 лет стороны должны создать единый рынок нефти и газа. К 2019 году Россия, Казахстан и Белоруссия намерены создать общий рынок электроэнергии. Более быстрый прогресс должен быть достигнут по созданию единого рынка фармацевтических и лекарственных средств. Срок – к 1 января 2016 года.

Что касается единого финансового рынка, то создание ЕАЭС позволит в перспективе повысить устойчивость финансовых систем стран-участниц, говорит Путин. «Снятие барьеров на пути капиталов позволит диверсифицировать риски, улучшить качество, доступность и надежность финансовых услуг», убежден президент РФ.

Поэтапная гармонизация валютной политики, по его словам, не только повысит устойчивость финансовых систем государств членов союза, но и сделает национальные денежные рынки более предсказуемыми, лучше защищенными от колебаний курсов валют, тем самым повысив суверенитет наших стран.

Нурсултан Назарбаев предложил, не дожидаясь создания единого финансового регулятора, уже сейчас рассматривать Алма-Ату как финансовый центр ЕАЭС. Именно в этом городе Казахстана будет находиться наднациональный орган по регулированию финансовых рынков нового союза. К слову, в Москве будет располагаться Евразийская экономическая комиссия (экономический центр ЕАЭС), а в Минске – Евразийский суд (правовой центр ЕАЭС).

Единый рынок энергоресурсов

Создание единых торговых рынков в разных секторах означает не только свободное движение товаров внутри ЕАЭС, но и гармонизацию правил и тарифов на рынках трех стран. «У каждой страны свои правила применения тарифов на транспортировку различных энергетических товаров. Предполагается, что рано или поздно у нас будет единая политика в этом вопросе», говорит Александр Кнобель.

Что касается электроэнергии, то сейчас Россия экспортирует ее в Белоруссию и Казахстан и импортирует из Казахстана. Основной оператор экспорта-импорта электроэнергии в России – «Интер РАО». «У нас более низкие тарифы даже на электричество для внутреннего производителя, естественно, партнеры по ЕАЭС хотят таких же цен для себя. В этом их интерес», говорит Александр Кнобель.

Отсрочка по созданию единого рынка по энергоресурсам – это победа России. Одно дело держать на них низкие цены внутри своей страны, компенсируя потери за счет экспорта, и другое дело дать доступ к дешевым ресурсам другим. Кнобель считает, что Россия надеется за время отсрочки повысить внутренние тарифы на ту же электроэнергию, которые приблизятся к тарифам партнеров по ТС, поэтому, когда придет срок унифицировать тарифы, это будет менее болезненно для экономики России.

На это же Москва надеется и при создании единого рынка нефти и газа через 11 лет, говорит эксперт. Отмена РФ экспортных пошлин для партнеров сейчас грозит ей большими убытками. Так, в России экспортная пошлина составляет почти половину от внутренней цены на нефть, а внутренняя цена получается в два раза ниже мировой, говорит Кнобель.

Казахстан и Белоруссия пытаются перетянуть на себя российские нефтегазовые ресурсы. Хотя интересы их здесь различаются, говорит газете ВЗГЛЯД замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Минск и так получает российский газ беспошлинно по внутренним ценам РФ в рамках двусторонних договоренностей.

Российская нефть в Белоруссию идет тоже беспошлинно, однако здесь есть тонкости. Минск платит в российский бюджет экспортную пошлину за поставки нефтепродуктов (из российской нефти) в Европу (в третьи страны за пределы ТС). Белорусы уже пытались обманным способом не платить эту пошлину: в 20112012 годах поставляли в ЕС нефтепродукты под видом разбавителей и растворителей.

Казахстану, конечно, тоже выгодно было бы покупать российскую нефть. «У них экспортная пошлина в три раза меньше, чем в России, поэтому внутренняя цена на нефть выше. Но мы в Казахстан не продаем. Потому что это нонсенс продавать дешевую нефть нефтедобывающей и нефтеэкспортирующей стране», говорит Кнобель.

«У Казахстана возможен интерес в том, чтобы пользоваться инфраструктурой на территории России и самостоятельно продавать газ на экспорт в Европу. Сейчас Газпром покупает газ в Казахстане в свой портфель и реализует в рамках своих контрактов со странами ЕС», говорит Алексей Гривач. По его словам, в Казахстане многие думают, что если бы они сами продавали свой газ на экспорт, то зарабатывали бы больше, однако в реальности может оказаться не так. «Казахстан получает приемлемую маржу от продажи газа России, при этом не имеет головных болей, все маркетинговые риски ложатся на плечи Газпрома», напоминает Гривач.

Поэтому Россия и настаивала на продолжительном периоде перехода к единому рынку, чтобы не получилось так, что мы теряем деньги и возможности и еще получаем внутреннего конкурента на европейском направлении. А через 11 лет и цены на энергоресурсы внутри России могут приблизиться к экспортным, и европейский рынок может потерять свою значимость для Газпрома, или у Казахстана уже не будет лишнего газа для экспорта в ЕС.

«У Казахстана может не оказаться возможностей для наращивания объемов газа для экспорта в Европу. У него есть обязательства по поставкам в Юго-Восточную Азию, а также в Китай в размере 510 млрд кубометров в год, плюс значительные объемы газа Казахстан закачивает обратно в пласт для повышения нефтеотдачи. Нефть является более выгодным продуктом для экспорта. И по мере падения объемов добычи нефти Казахстану придется еще больше закачивать газа в пласт, чтобы темпы добычи нефти не снижались», объясняет Гривач.

Потенциал роста ВВП трех стран

Взаимная выгода интеграционных процессов России, Белоруссии и Казахстана уже подтверждается на практике. Экономические связи трех стран уже расширились, совершенствуется структура торговли, повышается доля высокотехнологических товаров в общей структуре, укрепляется конкурентоспособность трех стран в мировой экономике.

Так, за последние три года товарооборот внутри Таможенного союза вырос практически на 50%, или на 23 млрд долларов (по итогам 2013 года он достиг 66,2 млрд долларов). «Вместе Белоруссия и Казахстан вышли на третье место во внешнеторговом балансе Российской Федерации после ЕС и Китая... Это говорит о том, что выходим мы на такой уровень в значительной степени благодаря именно интеграционным процессам», уверен российский президент.

Он отметил, что главы государств сегодня подробно обсудили, как использовать потенциал Евразийского экономического союза для наращивания товарных потоков и инвестиций, расширения промышленной и технологической кооперации. Отдельное внимание участники заседания уделили вопросам совершенствования делового климата.

Экономический потенциал ЕАЭС очень высок. «В перспективе интеграционный эффект в виде роста совокупного ВВП трех стран может составить к 2030 году порядка 900 млрд долларов», оценил казахский лидер Назарбаев.

Сейчас повышение экономической эффективности от интеграции находится в плоскости отмены нетарифных ограничений, обращает внимание эксперт Института Гайдара. «Это кропотливая работа, которая продвигается медленно, начиная с образования единого экономического пространства. Уже собрали информацию по большому количеству этих нетарифных мер, но отменили пока единицы», говорит Кнобель.

В пример он приводит наличие в Белоруссии т. н. института специмпортеров алкоголя и табака. Чтобы получить право на импорт алкоголя и табака в Белоруссию, надо пройти большое количество дополнительных бюрократических процедур по сравнению с получением права импортировать другую продукцию в Белоруссию. И это применяется как по отношению к европейским странам, так и по отношению к России и Казахстану. К нетарифным ограничениям также относится наличие двойного налогообложения, когда НДС платится при производстве товара в России и при продаже его в другой стране ТС.

ЕАЭС также расширяет возможности по интеграции с третьими странами за пределами трех стран. По словам Путина, члены нового союза договорились активизировать переговоры с Вьетнамом о создании зоны свободной торговли, укреплять взаимодействие с КНР, в том числе в сфере обмена информацией по товарам и услугам, а также сформировать экспертные группы по выработке преференциальных режимов торговли с Израилем и Индией.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............