«Крайне важно, что предложена именно двухуровневая система, а тот вариант, который сейчас разрабатывается позволяет совместить императивы управленческой эффективности и демократические принципы», - отметил член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин.
Он добавил, что проект не появился из головы какого-нибудь чиновника или в результате копирования чужих моделей, а учитывает опыт непростого развития местного самоуправления за последние два десятилетия.
«Расширение государственной вертикали не доходит непосредственно «до земли». Предусмотрено и принципиально защищено ключевое управленческое звено, которое будет формироваться демократическим путем, на основе выборов, - подчеркнул эксперт. - Это звено является первичным, значит, выборы будут происходить там, где граждане живут непосредственно, то есть они обладают полнотой гражданской компетенции и способны осмысленно и адекватно выбирать своих представителей».
Система предложена как смешанная, сочетающая прямые и непрямые выборы, напомнил Зудин. «Именно на основе последних предполагается комплектовать второй уровень управления в городах, прежде всего крупных. Непрямые выборы – это ведь тоже выборы, а не назначение! В оценках в СМИ часто ставится знак равенства между ними, но это широко распространенная подмена», - считает эксперт.
Институт непрямых выборов предполагает, что вышестоящие органы комплектуются за счет их представителей нижестоящих, но на основании голосования, пояснил собеседник. «По предложенной схеме мэров будут выбирать их числа муниципальных депутатов. Это оптимально с управленческой точки зрения и сможет помочь решить основные проблемы муниципалитетов, связанные с низкой реальной самостоятельностью и слабой ресурсной обеспеченностью», - уверен Зудин.
Как напомнил эксперт, когда муниципальные органы, а также органы городского управления, выбирались на основе прямых выборов, в большинстве случаев это не приводило к улучшению качества управления.
«Формирование городских властей с опорой на прямые выборы – был путь от одного разочарования к другому и проблемы в этой сфере только накапливались, - подчеркнул политолог. - Кроме того, комплектование городской власти на основе смешанных выборов призвано защитить от влияния внешних сил, которые всегда присутствуют на прямых выборах и особенно в городах, а также создать корпус ответственных управленцев, которые формируются не бюрократическим, а демократическим путем».
Так что новая модель учитывает и управленческую эффективность и основана на демократических принципах, считает Зудин. «Правда ей придется пройти испытание общественным мнением и политической практикой. Наши граждане привыкли к прямым выборам городских властей, и здесь возможны определенные трудности», - допустил эксперт.
Напомним, в четверг глава Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) Вячеслав Тимченко (который также является сопредседателем рабочей группы, готовящей по поручению президента предложения по реформе местного самоуправляния) подвел промежуточные итоги работы экспертов. По словам Тимченко, были суммированы около 800 предложений, поступивших из регионов. В целом, по словам руководителя ВСМС, предлагается сохранить систему местного самоуправления в существующем виде, но внести важное новшество: внутригородские территории крупных городов должны стать станут муниципальными районами городского округа. Предполагается, что горожане будут напрямую выбирать советы депутатов этих районов, а из их состава делегировать представителей в общегородской «парламент». Из числа самих депутатов «парламент» и будет избирать глав администраций.