«29 мая в Стамбуле завершилось заседание генеральной ассамблеи «Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции». Начавшееся еще 23 мая мероприятие, как отмечается, изрядно затянулось в результате серьезных разногласий между его участниками практически по всем рассматривавшимся вопросам.
С учетом того, что подготовка международной конференции по Сирии в соответствии с российско-американскими договоренностями в Москве от 7 мая вступает в ответственный период, было много ожиданий, последует ли решение оппозиционеров о готовности участвовать в женевском форуме. К сожалению, этого не случилось. Вместо этого появилось заявление «Нацкоалиции», которое разочаровывает», – цитирует Лукашевича сайт МИДа.
Лукашевич отметил, что «собравшиеся в Стамбуле оппозиционеры фактически подтвердили прежние позиции, по сути представляющие собой ультиматум, обращенный к сирийскому правительству». «В частности, в упомянутом заявлении вновь зафиксировано требование об уходе президента Сирии, а также всего военно-политического руководства страны, которое, дескать, «должно быть исключено из политического процесса». Выдвинуты и другие условия, сопровождающиеся требованием к международному сообществу предоставить «убедительные гарантии» их выполнения. Речь идет, в том числе, как можно понять, о накачивании оружием и финансами вооруженной оппозиции, а также прекращении «вторжения Ирана и «Хезболлы» в Сирию», – говорится в заявлении.
«В связи с вышеперечисленными итогами заседания в Стамбуле возникают законные вопросы. Прежде всего, непонятно, кто реально определяет подходы этих оппозиционеров, называющих себя «силами сирийской революции и оппозиции», а фактически – работающими против диалога и прекращения насилия в Сирии и, соответственно, интересов сирийского народа», – заявил Лукашевич.
«Создается впечатление, что к ходу и решениям стамбульского заседания приложили руку те же силы, которые навязали принятие Генассамблеей ООН провокационной резолюции «О положении в САР» 15 мая, добились снятия 27 мая Евросоюзом эмбарго на поставку оружия сирийской оппозиции. В этом же ряду – обеспечение одобрения 29 мая Советом ООН по правам человека абсолютно предвзятого и политически ангажированного решения, возлагающего всю ответственность за нарушения международного гуманитарного права и прав человека в ходе конфликта в Сирии на правительство этой страны. При этом резолюция СПЧ осудила участие иностранных комбатантов исключительно на стороне правительственных войск в боях за небольшой городок Аль-Кусейр, обойдя молчанием присутствие многих тысяч иностранных наемников и джихадистов в рядах оппозиционных бандформирований, вот уже два года терроризирующих сирийцев», – отметил дипломат.
«Совокупность этих решений, а также заявления в духе того, что сделал вчера официальный представитель Белого дома относительно возможности установления бесполетной зоны над Сирией, заставляет усомниться в искренности настроя некоторых наших международных и региональных партнеров на успех международных усилий по содействию политическому урегулированию в этой стране. Тем самым создается неблагоприятная атмосфера для реализации российско-американской инициативы о созыве мирной конференции, которая породила надежды на возможность запуска политпроцесса в Сирии», – заявил представитель МИДа.
Он выразил надежду, что «американские партнеры будут строго придерживаться российско-американских договоренностей от 7 мая, не позволяя никому навязывать иную, воинственную повестку дня по Сирии». «Сейчас важно противодействовать попыткам тех, кто явно взял курс на срыв российско-американской инициативы и подготовку почвы для оправдания военного решения», – отметил он.
«Российская сторона нацелена на четкое продолжение нашей совместной с США работы на сирийском направлении в интересах содействия политическому урегулированию кризиса самими сирийцами на основе Женевского коммюнике от 30 июня 2012 г. Таким подходом мы будем руководствоваться на консультациях высокого уровня в Женеве 5 июня с представителями США и ООН», – подытожил Лукашевич.