«Я не знаю, какими глазами они читали те законодательные акты, которые принимались в России в течение этого отчетного периода, но они явно восприняли их неадекватно», - отметил заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков.
Я не знаю, какими глазами они читали те законодательные акты, которые принимались в России, но явно восприняли их неадекватно
Как напомнил Поляков, нужно иметь в виду собственно смысл принимаемого законодательства, а не ту риторику, которая вокруг него ведут те или иные политические игроки.
По словам эксперта, несистемная оппозиция, по всей вероятности, служит главным источником для формирования мнения Human Rights Watch о России.
«Именно оттуда берется информация о том, что идет зачистка, что идет ужесточение, что принимаются драконовские меры и так далее. На самом деле, если внимательно почитать законодательство, которое было принято и которое напрямую затрагивает гражданские права, то я бы сделал обратный вывод», - добавил политолог.
В качестве примера Поляков привел закон о митингах. «В этом законе никаких посягательств на право граждан собираться, устраивать митинги и демонстрировать свои взгляды нет. Наоборот, прописаны меры, которые защищают граждан, мирно собравшихся на митинг, от тех, кто хотел бы превратить митинг в столкновение, радикальную стычку и место для демонстрации экстремистских взглядов и действий», - пояснил Поляков.
«Или скажем закон о регистрации НКО, которые занимаются политической деятельностью и имеют иностранное финансирование, в качестве выполняющего функции иностранного агента. Сам по себе закон абсолютно никаким образом не запрещает подобную деятельность. Однако этот закон, который, по сути, является калькой с американского закона FARA, просто устанавливает особый порядок для таких организаций», - добавил он.
Кроме того, по мнению политолога, нужно иметь в виду, как сами граждане воспринимают ситуацию в стране с правами человека. «На этот счет имеется очень убедительное исследование ВЦИОМ о беспокоящих россиян вопросах и основных проблемах в обществе. Обеспокоенность граждан относительно демократии, гражданского общества и прав человека значится там на последних местах, то есть менее всего беспокоит абсолютное большинство россиян.
«Вовсе не потому, что гражданам все равно, какие политические порядки существуют или как они могут реализовывать свои права. Просто граждане понимают, что никакого посягательства со стороны власти на их политические и гражданские права в России нет», - заключил Поляков.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Human Rights Watch в четверг представила 665-страничный доклад, в котором оценивается ситуация с правами человека более чем в 90 странах мира. В документе правозащитники отмечают, что 2012 год стал самым тяжелым для сферы прав человека в России за всю новейшую историю страны.
Как утверждают в HRW, парламент в России принял в 2012 году серию «ограничительных законов», а власти «вмешивались в деятельность неправительственных организаций» и «притесняли активистов». Все это, как отметили в правозащитной организации, «развеяло надежды на реформы, появившиеся в конце 2011 года, в частности на волну массовых протестных выступлений».
Представитель МИД России Александр Лукашевич заявил, что пока не видел доклада, однако не согласен с выводами о чрезвычайно плохой ситуации с правами человека в России. «Если делается вывод или кому-то хочется сделать вывод, что где-то как-то плохо, оставим это на совести самих составителей»,– сказал Лукашевич.
«Я думаю, что мы сделаем комментарий и покажем, что в России не самая плохая ситуация с правами человека. Те, кто утверждает так, они ведь тоже не идеальны. В наших докладах уполномоченного по правам человека мы конкретно показали, что есть серьезные системные проблемы в правочеловеческой области не только в Соединенных Штатах Америки, но и во многих странах Европейского союза», –отметил представитель внешнеполитического ведомства.
По его словам, эти документы доступны на сайте МИД РФ. «Обращаюсь также и к составителям других разных докладов: прежде чем критиковать других, посмотрите на себя», – заключил дипломат.