Впрочем, реализации проекта мешает юридическое препятствие: два года назад город и область обязались не строить никаких современных аэропортов до 2040 года.
Согласно проекту аэропорт сможет принимать грузовые самолеты Ан-124 «Руслан», Боинг-747-400F и аэробус A-380-800F. Кроме того, предполагается, что здесь появятся перроны для девяти самолетов бизнес-класса и 10 вертолетов.
Комплекс зданий аэропорта будет состоять из нескольких терминалов: большого грузового и маленького пассажирского. Здесь же будут находиться и таможенные службы, а также гостинично-офисные здания. Общая площадь комплекса вместе со взлетно-посадочной полосой должна составить 300 га, длина самой полосы будет 3 тыс. 760 м, ширина – 60 м, передает Фонтанка.ру.
Как говорят в ООО «Мультимодальный комплекс Усть-Луга», сейчас грузы, которые прибывают в Усть-Лугу на судах, отправляются дальше либо по железной дороге, либо на фурах, что занимает время. В компании надеются, что после строительства аэропорта грузы будут отправлять воздушным путем, особенно если конечная цель его назначения - город в Сибири или на Дальнем Востоке.
Одновременно в ООО «Мултимодальный комплекс Усть-Луга» заявляют, что их проект будет только грузовым, а пассажирский терминал рассчитан на представителей бизнеса, чьи грузы проходят через порт.
Инвестиции в строительство аэропорта оцениваются примерно в 700 млн евро, срок реализации – три-пять лет с начала работ.
Пока проект существует только на бумаге. Год назад ООО «Мультимодальный комплекс Усть-Луга» заключило соглашение о сотрудничестве с известным австрийским строительным концерном Strabag, 25% которого до 2009 года принадлежало структурам Олега Дерипаски. Предполагается, что, если реализация проекта все же начнется, то Strabag будет генеральным подрядчиком, а финансирование будет вестись в рамках государственно-частного партнерства. Однако по-прежнему не ясно, кто может быть основным инвестором.
В ООО «Мультимодальный комплекс Усть-Луга» не раскрывают, какие именно структуры стоят за проектом. По данным СПАРК, уставной капитал компании – 11 млн рублей, а ее единственным владельцем является московский бизнесмен Алексей Пучкин, который также владеет рядом столичных девелоперских фирм.
Еще один существенный момент: даже если бы завтра о готовности вложиться в проект заявил бы сразу десяток банков, то это бы не означало, что он переходит в стадию реализации. Дело в том, что в 2009 году экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и глава Ленинградской области Валерий Сердюков подписали соглашение «О партнерстве в сфере авиационной деятельности». В пункте 4 этого документа указано, что оба региона обязуются не проводить мероприятия, «направленные на создание на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области нового аэропорта гражданской авиации, обслуживающего коммерческие воздушные перевозки», причем речь идет как о грузовых, так и о пассажирских перевозках.
Очевидно, что данное положение в первую очередь защищает Пулково: уже в следующем году после подписания данного соглашения петербургский аэропорт перешел под управление компании «Воздушные Ворота Северной Столицы («ВВСС»; консорциум с участием ВТБ, немецкого Fraport и греческой Copelouzos Group). «ВВСС», проведя реконструкцию и построив новый терминал, будет эксплуатировать Пулково до 2039 года, а в 2040 истечет срок соглашения между Петербургом и Ленинградской областью.
Правда, ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» намерены развивать только пассажирскую составляющую. Что касается существующего сейчас «Грузового терминала Пулково», то он развивается отдельно от проекта «ВВСС», а его основными собственниками, согласно официальному отчету компании, являются французская Servisair SAS и на 100% принадлежащее государству ОАО «Аэропорт Пулково».
Как говорят в ООО «Мультимодальный комплекс Усть-Луга», сейчас компания пытается получить разрешение на развитие проекта, несмотря на пресловутый четвертый пункт вышеописанного соглашения. Правда, в комитете по инвестициям и стратегическим проектам, который курирует реконструкцию Пулково, сообщили, что никаких писем пока не получали.
В свою очередь, председатель комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области Николай Янченко заявил, что по поводу данного проекта ни в областное правительство, ни в администрацию Кингисеппского района никто не обращался.
Напомним: недавно координационный совет по реконструкции аэродрома на Бычьем поле в Кронштадте заявил о проекте создания на острове Котлин международного аэропорта, откуда можно будет летать в Лаппеенранту. Общая стоимость этого проекта оценивается в 5 млн евро, но и он пока существует лишь на бумаге – никаких конкретных договоренностей с инвестором еще не достигнуто.