Верховный совет Литвы 11 марта 1990 года объявил о независимости республики, но центральные власти СССР назвали это решение противоречащим Конституции. В январе 1991 года в Литве начались несанкционированные акции протеста, после чего в республику были переброшены бойцы спецподразделений, частей ВДВ, которые заняли ряд стратегических объектов.
Секретарь ЦК КПЛ Юозас Ермалавичюс объявил о создании Комитета национального спасения как единственного легитимного органа власти в Литве. В ночь на 13 января колонна советской бронетехники направилась в центр Вильнюса. В ходе столкновений митингующих с военными у телецентра погибли 14 человек, свыше 600 были ранены.
В мае прошлого года Генпрокуратура Литвы направила российской стороне просьбу о правовой помощи, чтобы допросить бывшего президента в качестве свидетеля. Всего группа из пяти прокуроров по расследованию дела 13-го января, созданная генеральным прокурором в декабре 2010 года, направила в Россию семь запросов о правовой помощи.
«Был получен ответ лишь на один запрос о правовой помощи по поводу проведения опроса бывшего президента СССР Михаила Горбачева. В ответе указан отказ в проведении запрашиваемого действия», - говорится в распространенном пресс-службой Генпрокуратуры сообщении, передает РИА «Новости».
Генпрокуратура отмечает, что российская сторона в своем отказе сослалась на статью 2 пункт «б» конвенции Совета Европы 1959 года «О взаимопомощи в уголовных делах» и на статью 18 договора между Россией и Литвой «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», согласно которой помощь не предоставляют, если это может повредить «суверенитету и безопасности, общественному порядку или другим существенным интересам страны, получившей заявку».
В конце 2010 года Сейм Литвы принял поправки к Уголовно-процессуальному кодексу, которые позволили переквалифицировать действия, инкриминируемые 23 фигурировавшим в деле 13-го января подозреваемым (двое граждан Белоруссии, остальные - россияне), на статью 100 Уголовного кодекса, предусматривающую ответственность за запрещенную международным правом деятельность, не имеющую срока давности, что дало возможность Генпрокуратуре Литвы возобновить приостановленное ранее расследование по этому делу.
В июне 2011 Генпрокуратура решила проводить расследование не только о преступлениях, предусмотренных 100 статьей Уголовного кодекса (запрещенное международным правом обращение с людьми), но и о военных преступлениях, предусмотренных статьей 101 УК (убийство лиц, охраняемых в соответствии с международным гуманитарным правом), а также статьей 103 (нанесение увечий, пытки и иные нечеловеческие действия в отношении лиц, охраняемых в соответствии с международным гуманитарным правом, а также нарушение безопасности их имущества).
В сообщении Генпрокуратуры отмечается, что в настоящее время расследование ведется не только в отношении 23 подозреваемых, но также в отношении еще 58 лиц, которые служили в 1990-1991 годах в подразделениях министерства обороны СССР, министерстве внутренних дел, комитете госбезопасности и участвовали в захвате вооруженными силами СССР Дворца прессы, телебашни, комитета радио и телевидения и других объектов, в ходе которого были убиты и ранены «защитники свободы Литвы».
Члены прокурорской группы собрали личные данные из государственных учреждений, из архивов и от частных лиц получили видео- и аудио файлы (1230 фотографий, 60 видеозаписей), на которых зафиксированы события 1990-1991 годов в Литве, а также более 300 официально заверенных документов (законы СССР, постановления, приказы), связанных с расследуемыми действиями. Они также провели опрос более 80 новых свидетелей, отобрали и отдали в перевод более 8 тыс. документов, которые не были переведены для рассмотрения в суде, и проверили более 2800 свидетельских показаний и около 1300 данных о пострадавших, провели дополнительные осмотры мест с тем, чтобы прояснить траектории движения танков и бронированных военных транспортных средств, передвижений военных и их местоположение у литовской Телевизионной башни.
Исследовательская группа обобщает все новые материалы дела, после чего будет решаться вопрос процедурных требований, которые позволили бы завершить досудебное расследование в отношении подозреваемых без их участия в процессе.
Уголовное дело составляет более 650 томов.