В наше время значительная часть населения планеты не представляет своей жизни без персональных компьютеров, позволяющих пользоваться интернетом, писать и получать электронные письма, хранить информацию, слушать музыку, смотреть кино, редактировать фотографии и решать другие задачи. Многие также пользуются более «продвинутыми» электронными устройствами - ноутбуками, планшетными компьютерами и смартфонами - позволяющими выполнять те же функции «на ходу».
Все эти аппараты ведут свою родословную с пресс- конференции, состоявшейся ровно 30 лет назад в роскошном нью-йоркском отеле «Уолдорф Астория». 12 августа 1981 года американская компания International Business Machines (IBM) представила свой персональный компьютер - IBM PC (Personal Computer) модели 5150.
С виду этот бежевый пластмассовый «ящик» не представлял ничего особенного: прямоугольный системный блок с гнездами для магнитных дискет не мог похвастаться красивым дизайном. Детище инженеров IBM не было даже первым ПК: компании Apple, Atari, Commodore к тому времени уже создали его предшественников - так называемые микрокомпьютеры. Но именно с 5150-го началась революция в индустрии персональных компьютеров, изменившая то, как мы работаем, общаемся и отдыхаем.
Революционным стал подход к производству: для сокращения отставания от конкурентов и уменьшения затрат на создание ПК «айбиэмовцы» стали использовать комплектующие разных поставщиков. В частности, микропроцессор был позаимствован у компании Intel, а операционную систему (MS DOS) разработала компания Microsoft.
Это помогло разработать совершенно новый ПК в рекордные для того времени 12 месяцев и снизить его стоимость с процессором 4,77 МГц и памятью 16 килобайт до 1,5 тыс. долларов. Внедренную IBM технологию сборки компьютеров впоследствии взяли на вооружение и другие компании: уже через два года на рынке появился «клон» PC 5150 производства хьюстонской компании Compaq Computer.
В течение пяти лет IBM планировала продать около 250 тыс. компьютеров. Однако дело пошло в 60 раз быстрее: только за первый месяц было продано более 240 тыс. ПК. В базовый комплект входили также клавиатура и цветной графический адаптер. За дополнительную плату можно было приобрести монитор, принтер, дискеты и память.
Стремительному росту продаж в немалой степени способствовала оригинальная реклама PC 5150, изображавшая Чарли Чаплина за работой на современной компьютерной машине. Таким образом IBM хотела донести до потребителей идею о том, что «освоить» ее новый ПК может каждый.
С тех пор компьютерная индустрия претерпела значительные изменения, о чем свидетельствует тот факт, что сама IBM ушла с рынка персональных компьютеров, сосредоточившись, в частности, на разработке программного обеспечения. В 2005 году свой бизнес по производству ПК IBM продала китайскому производителю Lenovo, фактически признав, что лучшие дни рынка персональных компьютеров остались в прошлом.
Как отметил в посвященной нынешнему юбилею заметке в своем блоге один из инженеров-разработчиков PC 5150, а ныне глава территориального подразделения IBM по Ближнему Востоку и Африке Марк Дин, персональные компьютеры следуют дорогой печатных машинок, виниловых пластинок и электронно-лучевых трубок.
«Не могу сказать, что ПК умерли, но очевидно, что этот рынок не растет так, как другие технологии», - отметил Дин, признавшись, что главным компьютером для него сейчас является «планшетник».
Сегодня большая часть роста рынка высоких технологий приходится на мобильные устройства. Возможности смартфонов и «планшетников» значительно превзошли возможности оригинального PC 515: они позволяют владельцам выполнять функции, которые еще совсем недавно считались прерогативой исключительно настольных компьютеров, передает ИТАР-ТАСС.