Уполномоченный по правам человека при президенте страны Владимир Лукин представил руководству свой доклад, в котором дал оценку действиям правоохранительных органов на Триумфальной площади во время проведения 31 мая несанкционированной акции несогласных».
Хотя содержание доклада, пишет в среду «Независимая газета», не разглашается, однако ранее высказанные им по этому поводу мысли вызвали критику со стороны правозащитников и Общественной палаты.
В частности, омбудсмену напомнили, что основным заявителем и действующим лицом событий на Триумфальной площади является Эдуард Лимонов, известный своими экстремистскими высказываниями. «Отстаивая право граждан на свободу собраний, я, безусловно, отрицательно отношусь к фактам, когда такие деятели, как Э. Лимонов, являются организаторами массовых акций. С ним мне неоднократно приходилось сталкиваться в судебных инстанциях по поводу его высказываний и проповедуемой им идеологии, которая, по сути, оскорбляет память жертв нацизма», — выразил свое недоумение занятой Лукиным позицией первый вице-президент Всемирного конгресса русскоязычного еврейства Валерий Энгель.
«О каких правах можно вести речь, если сама деятельность Лимонова направлена на систематическое нарушение прав национальных и религиозных меньшинств, разжигание национальной вражды и подрывает основы межнационального и религиозного мира в нашей стране?» — возмутился он.
Недоумение однобокая позиция омбудсмена вызвала у многих правозащитников. «Несомненно, он имеет право и должен думать о правах так называемых несогласных, которые точно такие же граждане России, как и любые другие... Однако смущает то, что при этом он забывает о правах других людей, которые страдают от такого рода акций», — считает директор Фонда исследований проблем демократии Максим Григорьев.
«Есть такие идеологии, которые разрушают правовое сознание наших граждан. Есть и такие политики, чья деятельность негативно влияет на правовое сознание молодых людей. Теперь многие, в том числе и молодежные экстремисты, будут оправдывать свои действия, ссылаясь на поддержку Лукина. То есть очень важно быть этичным, чтобы не оправдываться потом в том духе, что его не так поняли», — в свою очередь добавляет вице-президент Общероссийского союза юристов, член Общественной палаты Владислав Гриб.
Об «избирательности» правозащитной деятельности Лукина говорит и член Общественной палаты, глава правозащитной организации «Сопротивление» Ольга Костина. По ее мнению, омбудсмен ведет выборочную борьбу за права граждан и, наоборот, не замечает вопиющих фактов нарушения прав человека. «Я что-то не слышала его реакции ни на «Хромую лошадь», ни на шахтеров Кузбасса... Я знаю, что к нему обращались по делу умирающей в СИЗО Веры Трифоновой, на что пришел формальный ответ в том плане, что это не дело уполномоченного», — добавила Костина.
После событий прошлой недели вокруг поимки объявивших охоту на милицию приморских бандитов, один из которых оказался нацболом, история с маршами несогласных стала рассматриваться уже в другом свете.
Этот случай, отмечает издание, стал лишней иллюстрацией того, как вдохновленные Лимоновым люди, начиная с несанкционированных митингов на площади и захвата общественных приемных, могут превратиться в настоящих вооруженных экстремистов. И наблюдатели отмечают, что, таким образом, теперь уполномоченный по правам человека в РФ фактически выступает не просто против чрезмерного применения силы милицией, а поддерживает людей, находящихся на стороне вооруженного, воинствующего экстремизма.
«Безусловно, недавние события в Приморье стали тревожным сигналом для всего нашего общества. Нападения бандой преступников на милицейские блокпосты, убийства сотрудников милиции - прямой вызов всем основам нашей демократии. Попытки выдать фактический разбой и террор за чуть ли не идеологическую войну — одна из самых опасных провокаций, вброшенных в сегодняшнюю общественную повестку», — считает директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты Александр Брод.
По мнению правозащитника, «мы еще раз убедились, что подобная «идеологическая работа» неизбежно ведет к прямым преступлениям, к прямому террору, к гибели людей». Его удивляет, что «это так не очевидно для тех, кто в обнимку с Лимоновым каждое 31-е число стремится на Триумфальную площадь Москвы». При этом сам Лимонов не забывает всегда повторять: «Мы с Людмилой Алексеевой». А она сама то ли терпит, то ли согласна. Спроси ее или уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина об отношении к национал-социализму - проклянут и заклеймят, а с Лимоновым вместе некоторые наши правозащитники и демократы выходят на несанкционированные митинги», — негодует он.
В свою очередь член Общественной палаты, директор Института политики и государственного права Виталий Иванов резюмирует: Владимир Лукин, «судя по всему, считает, что правозащита — это защита интересов определенной маргинальной категории политических активистов», иными словами экстремистов. А другой член Общественной палаты, председатель Центрального совета общероссийского общественного движения «Гражданское общество» адвокат Анатолий Кучерена выразил уверенность, что нельзя преждевременно однозначно занимать одну или другую сторону в конфликте до того, как всем действиям не будет дана соответствующая правовая оценка, так как в таком случае общественные деятели могут стать защитниками людей, которые произносят экстремистские лозунги.