По мнению аналитиков, госкомпания заключила выгодную сделку: помимо имиджевого эффекта Роснефть получит доступ к контрактам «Олимпстроя» и возможность организовать сеть АЗС вдоль олимпийских трасс, что с лихвой окупит вложенные в спонсорство средства.
О победе Роснефти в тендере на право быть эксклюзивным генеральным спонсором Олимпиады в Сочи в 2014 году газете «Коммерсантъ» рассказали два источника, близкие к госкомпании и оргкомитету игр.
Прием заявок на получение статуса генерального спонсора в нефтяной отрасли был закрыт 10 февраля. На этапе подачи заявок интерес к генеральному спонсорству проявили еще три компании — ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и Татнефть, все они готовили свои презентации концепции спонсорства, но до стадии «подачи конвертов», когда указывается конкретная сумма поддержки, дошла только Роснефть, предложившая 160 млн долларов наличными, рассказал источник, близкий к тендеру. Другой собеседник, осведомленный об итогах тендера, утверждает, что цена контракта выше — 180 млн долларов.
Источник, близкий к оргкомитету, подтвердил, что Роснефть победила на этапе открытия конвертов — аукциона не потребовалось. По словам источника в Роснефти, частью соглашения станет доступ к заказам «Олимпстроя» на поставку нефтепродуктов, возможность построить в Краснодарском крае сеть фирменных заправок с олимпийской символикой и обслуживать строящуюся яхтенную марину в Сочи.
Объем и цены, по которым «Олимпстрой» будет покупать нефтепродукты, будут определены в дополнительных соглашениях после подписания основного контракта, которое, по словам другого источника, состоится сегодня. Ранее глава оргкомитета Дмитрий Чернышенко обещал, что контракт со спонсором будет приурочен к заседанию президиума Совета по спорту под руководством премьер-министра Владимира Путина (также состоится сегодня).
Официально в оргкомитете Сочи-2014, «Роснефти», ТНК-ВР и Татнефти итоги конкурса не комментируют. Представитель ЛУКОЙЛа подтвердил, что его компания не участвовала в тендере (компания взяла менее амбициозный проект: спонсорство лыжной сборной).
Кампания по привлечению генеральных спонсоров (стоимость контракта — 100-150 млн долларов) Олимпиады-2014 в Сочи стартовала в начале декабря 2008 года. Первым генеральным партнером стал консорциум «Ростелекома» и «МегаФона». Вместе связисты заключили контракт на 260 млн долларов, что является рекордом для олимпийского движения. Закрыт прием заявок в категории «банки».
За спонсорство еще могут побороться компании газовой, металлургической и одежной отраслей, а также страховые и авиакомпании. За счет восьми генеральных спонсоров оргкомитет может привлечь свыше 1,2 млрд долларов — это около 90% от необходимых ему 1,35 млрд долларов (75% общего олимпийского бюджета в 1,8 млрд долларов, остальное вносит государство). Будут еще спонсоры второго уровня, контракт которым обойдется в 50-70 млн долларов, а также поставщики Олимпиады (например, тренажерного оборудования) — 10-15 млн долларов.
«Олимпиада — почти что нацпроект. Учитывая уровень мероприятия, 100-150 млн долларов для нефтяных компаний не деньги. Тем более сумма наверняка будет перечисляться несколькими траншами вплоть до 2012 года»,— полагает аналитик «КИТ Финанса» Константин Черепанов. Только на 2009 год у Роснефти утверждена инвестпрограмма в размере 8 млрд долларов, у ЛУКОЙЛа — 5-9 млрд долларов.
Единственный претендент, которого могла смутить сумма,— Татнефть, считает аналитик. Впрочем, господин Черепанов и его коллега из ИГ «Капитал» Виталий Крюков уверены, что в данном случае решение не было вопросом цены или качества нефтепродуктов (у Роснефти они, по словам господина Крюкова, пока уступают ЛУКОЙЛу). «Учитывая, что Татнефть не вполне «дотягивает» по статусу до Олимпиады, а в ТНК-ВР и ЛУКОЙЛе есть иностранный капитал, выбор Роснефти кажется самым логичным»,— полагает господин Черепанов.
В любом случае аналитики уверены, что спонсорский контракт для Роснефти — не благотворительность, а выгодная сделка. По словам Виталия Крюкова, контракты с «Олимпстроем» и трафик, который будут генерировать «олимпийские» АЗС, с лихвой окупят вложенные средства.