Сообщение о пропавшей художнице поступило в четверг, основанное на заявлении местной полиции. О местонахождении Анны Альчук (Михальчук) не поступало известий с 21 марта, когда художница покинула свой дом и больше не возвращалась. Альчук проживает в Берлине с ноября 2007 года, куда приехала со своим мужем – известным философом Михаилом Рыклиным в длительную творческую командировку.
Дмитрий Бавильский, заведующий отделом культуры газеты «Взгляд», с которым Анна сотрудничала со дня основания нашей газеты, сказал, что «растерян и подавлен исчезновением Ани Альчук, замечательного авангардного поэта и тонкого художника, прекрасного человека, светлого и уникально одаренного…»
Бавильский высказал предположение, что «все обойдется, что не случилось ничего непоправимого, Аня обязательно вернется к нам с новыми поэтическими циклами и прекрасными арт-проектами. Хочется так же пожелать мужества и терпения Мише Рыклину, переживающему сейчас серьезные испытания…»
Помимо серьезной исследовательской работы (Альчук всегда интересовали вопросы феменизма и гендерной идентификации), Анна заслужила уважение у просвещенной публики как автор странных, медитативных стихотворений. Поэтические тексты Альчук, в которых много от восточной поэзии, смешенной с достижениями русского авангарда, изучали возможности визуальной поэзии и слова как знака. При этом, Анна иллюстрировала свои экспериментальные поэтические книжки, выходившие крошечными тиражами, делая иллюстрации частью поэтического текста.
Занимаясь делами странными и малопонятными непосвященным людям, тем не менее, Анна не казалась художником из башни слоновой кости. Широкой и далекой от реалий современного искусства публике, Анна Альчук стала известна в 2005 году, когда ей были предъявлены обвинения в разжигании национальной и религиозной вражды, унижении православных христиан и русского народа после участия в выставке «Осторожно, религия», проходившей в сахаровском музее.
Вместе с группой художников, Анна Альчук отвечала в московском суде за поддержку выставки, осужденной Русской Православной Церковью, после чего с Анны были сняты обвинения. Михаил Рыклин написал об этом процессе книгу, имевшую большой резонанс в Европе, а Анна написала стихи – в своей авангардной манере.
В отделе культуры газеты «Взгляд» Анна Альчук «отвечала» за составление карты современного искусства. Благодаря ей читатели Взгляда могли познакомиться с ее беседами с Натальей Абалаковой, художником Германом Виноградовым, утопистом Андреем Клиновым, гуру концептуализма Андреем Монастырским, затворником Всеволодом Некрасовым, философом Валерием Подорогой. Мы публиковали так же и ее интервью с известными западными интеллектуалами – Франком Берберихом, Георгом Витте, Габриэле.
Тексты Анны Альчук всегда украшали работу «Взгляда», делая ее более интеллектуальной и изысканной, мы надеемся, что после возвращения на родину, Анна продолжит сотрудничество со Взглядом и на наших страницах появятся ее новые материалы.