Справки

13 марта 2024, 13:04

Технологичный оскал «Тигра»: бронеавтомобиль повышенной проходимости

Фото: Министерство обороны РФ/РИА Новости

Отечественный бронированный автомобиль «Тигр» создавался как ответ на вызовы времени. Специальным подразделениям, армии и МВД требовался защищенный, маневренный, проходимый, комфортный транспорт. Классический бронетранспортер – неповоротливый и недостаточно быстрый – для этих целей не подходил. «Тигр» стал российским аналогом американского HMMWV – «Хамви», но превосходит западного собрата по многим параметрам.

Арабы ушли, «Тигр» остался

Первоначально «Тигр» был предназначен не для российской армии или МВД, а для заказчиков из ОАЭ. Компания Bin Jabr Group решила, что для арабской страны «Хамви» не подходит, а российский ГАЗ создаст многоцелевой бронеавтомобиль намного лучше. Опытные образцы «Тигра» произвели на Горьковском автозаводе и даже представили в Абу-Даби на выставке в 2001 году. Но совершенно неожиданно заказчик контракт разорвал, документацию и три опытных образца забрал и впоследствии на основе наработок выпустил свой автомобиль Nimr, что переводится как «тигр».

А у ГАЗа остался разработанный образец, которым заинтересовались в МВД. В результате три первых экземпляра ГАЗ-2975 передали на испытания в московский СОБР. В Специальном отряде быстрого реагирования техника пришлась по душе, и Министерство внутренних дел решило закупить сразу партию «Тигров». К тому моменту, как автомобиль пошел в серию (это было в 2005 году), производство решили перенести из Нижнего Новгорода в Арзамас. По сей день эта техника сходит с конвейера Арзамасского машиностроительного завода (АМЗ).

До армии, однако, «Тигр» добрался не сразу. Вслед за МВД автомобиль вызвал интерес у спецподразделений ФСБ. И лишь потом на него обратили внимание в Министерстве обороны. Но нужно понимать, что «Тигр» – это база для различных вариаций. И потому военное ведомство предъявило к машине свои требования: помимо повышенной бронированности, надежности и проходимости нужно было предусмотреть установку вооружений, в том числе противотанковых ракет.

Ярославль вытеснил американцев

Базовая версия «Тигра» носит название ГАЗ-2330. А модификаций создано более 40: для различных подразделений, целей и задач. Есть и гражданские версии, и даже парадные кабриолеты с элитной отделкой салона (так, в 2009–2014 годах три автомобиля ГАЗ-СП46 участвовали в парадах Победы в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади). Но армии нужен «Тигр» для конкретных целей: перевозка бойцов, эвакуация раненых, огневая поддержка, разведка, доставка грузов, а также борьба с бронетехникой (при условии оснащения соответствующим вооружением).

Первоначально сердцами отечественных бронированных автомобилей были американские двигатели Cummins B-180, B-205 и B-215. Машины с ними испытывались подразделениями армейского спецназа на Северном Кавказе. Но позже в Ярославле специально для «Тигра» был разработан ЯМЗ-5347-10, с которым он и пошел в серию. Двигатель мощностью 215 л. с. имеет объем 4,4 л, что меньше зарубежных аналогов. Как отмечают бойцы, он не так «придирчив» к качеству топлива. Там, где иностранные аналоги не могут завестись, ярославский двигатель работает безотказно.


Как мы и говорили выше, вариаций «Тигра» великое множество. Но главное, что их объединяет, это принцип конструкции, когда на сварную раму крепятся все узлы автомобиля, а также цельнометаллический кузов. Что касается подвески, дифференциалов и ряда других механизмов, то конструкторы решили упростить задачу себе и ремонтным батальонам, взяв готовые узлы от БТР-80. Проверено и надежно! То, что нужно для силовых структур.

Интересно, что раздаточная коробка заимствована у другого специализированного автомобиля – ГАЗ-3937 «Водник». Коробка переключения передач у «Тигра» механическая. «Автомат», как на «Хамви», оставили только для гражданских версий. И естественно, данный автомобиль – полноприводный. Он не вязнет ни в грязи, ни в песке. Клиренс – 400 мм – вкупе с другими особенностями обеспечивает крайне высокую проходимость.

И конечно, это очень скоростной автомобиль. На дорогах общего пользования он может развить скорость до 140 км/ч. И это при весе – в зависимости от конкретной модификации – от 5,3 до 8,4 т! Кроме того, «Тигр» может нести до 1,5 т груза. На грунтовых дорогах бронеавтомобиль легко держит скорость 70 км/ч. В условиях реального боя или специальной операции этого хватает с запасом.

«Кошачьи» споры: «Тигр» против «Рыси»

Судьба «Тигра» – это череда неожиданных поворотов. Когда Министерство обороны возглавлял Анатолий Сердюков, в армии едва не отказались от заказа ГАЗ-2330: из-за слабой противоминной защиты «Тигра» решили закупать итальянские бронеавтомобили IVECO, получившие у нас название «Рысь». Хотя, несмотря на бóльшую защищенность, «Рыси» по габаритам меньше «Тигров» и не предназначены для боя. Но руководство Минобороны сменилось, от итальянских машин отказались, а «Тигр» закупили еще в больших количествах. Конструкторы, в свою очередь, усилили броню.

О бронекапсуле нужно рассказать подробно. Защита может быть как третьего, так и пятого класса, в зависимости от модификации. Но в любом случае корпус автомобиля цельносварной. Его делают из стали толщиной 5–7 мм. Чтобы защитить бойцов от вторичных осколков, внутри корпус обшит специальными пакетами баллистической ткани. Стекла у автомобиля также бронированы.

Если мы говорим о самом распространенном на данный момент варианте АМН 233114, то он обеспечивает защиту от осколков 155-мм снарядов, бронебойных пуль калибра 7,62 мм и 5,45 мм. Противоминная защита от взрывчатки до 0,6 кг под днищем впоследствии была увеличена. У новых модификаций баллистическая стойкость повышена до класса 6А, а противоминная – до 2 кг в тротиловом эквиваленте (например, такой стала версия «Тигр-6А», имеющая запас хода до 1000 км). И это не первое подобное усиление.

Важно отметить, что «Тигр» – это весьма комфортный автомобиль. Просторный салон, где могут разместиться до 11 человек (чаще – шесть бойцов в полной амуниции), есть кондиционер, электростеклоподъемники, термосы.

Кресла специальные – противотравматические, чтобы езда по пересеченной местности не доставляла экипажу неудобств. Эргономика салона такова, что в случае ранения водителя кто-то из членов экипажа может быстро его заменить за рулем.

В зависимости от модификации бронеавтомобиль «Тигр» имеет разные вариации вооружения. Самый массовый вариант – с установленным пулеметным модулем «Арбалет-ДМ». Конструкция позволяет ставить танковый модернизированный пулемет Калашникова (ПКТМ), крупнокалиберный пулемет «Корд» (с патронами 12,7×108 мм), пулемет «Печенег» или автоматический гранатомет на станке АГС-17 калибра 30 мм. Плюс к этому – установки для дымовых гранат.

Но это лишь варианты. Есть модификации с установленными противотанковыми комплексами «Корнет», 30-мм пушкой 2А72 и тем же ПКТМ, различными зенитно-ракетными комплексами малой дальности. Были в свое время представлены и варианты «Тигра» с итальянским боевым модулем HITROLE Light и французским Nexter. Но для обеспечения независимости военно-промышленного комплекса от иностранных поставщиков эти версии не были запущены в серийное производство.

В сирийских песках и снегах Донбасса

Опыт применения «Тигров» российскими войсками обширен. Так, в 2008 году их использовали в Южной Осетии во время операции по принуждению Грузии к миру. Также «Тигры» были задействованы в период войны в Сирии, начавшейся в 2011-м. Здесь террористы по-настоящему охотились за ними. В Сети появилось несколько видео, где «Тигры», маневрируя, выходили из-под обстрела. Огонь по ним вели из стрелкового оружия и гранатометов. Но скорость автомобилей и мастерство водителей позволили уйти, сохранив жизнь и здоровье членов экипажей.

Однако несколько единиц техники все же были потеряны. Например, в Сети появилось несколько фотографий АМН 233114 «Тигр-М», который получил серьезные повреждения. Скорее всего, в результате срабатывания самодельного взрывного устройства. Официальных данных об этом нет, но сторонние источники сообщили, что бронированный «Тигр» сохранил жизнь находившихся в нем бойцов.

А во время «Крымской весны» в 2014 году автомобили «Тигр» стремительным броском заблокировали несколько важнейших дорог и объектов на полуострове.

Спустя восемь лет, уже в 2022 году, «Тигры» также выполнили свою задачу – быстро доставили личный состав до стратегических объектов противника. Сейчас бронеавтомобили «Тигр» продолжают свою работу в зоне специальной военной операции. Они задействуются для сопровождения колонн, доставки грузов, эвакуации раненых. Но у них появилась и еще одна функция – психологическое воздействие. На автомобиль установили мобильный радиокомплекс. Он передает украинским военным инструкции о том, как сдаться в плен.

В заключение хочется рассказать еще об одной модификации «Тигра», которая используется для поиска и эвакуации раненых солдат с поля боя, пострадавших из очагов техногенных катастроф, а также оказания им неотложной медпомощи. Это санитарно-эвакуационная машина называется «Тигр Айболит». Она способна перевозить до четырех лежачих или сидячих раненых. В ней может размещаться как мобильный перевязочный пункт, так и спецоборудование для интенсивной терапии. Время показало, что такая техника очень востребована.

Вам может быть интересно

ЕС решил ввести санкции против теневого флота России
Темы дня

Зачем Порошенко пошел на сговор с Зеленским

Главный оппонент Владимира Зеленского на Украине – Петр Порошенко – выступил против проведения в стране каких-либо выборов. По его словам, «мы можем из-за этих процессов потерять Украину». Почему экс-президент, несмотря на кризис легитимности Зеленского, решил косвенно сыграть в его пользу – и как к этому относиться России?

Как западные лидеры спровоцировали кризис демократий во всем мире

Либеральная демократия пребывает в упадке. По всему миру, от Вашингтона до Сеула, политики либерального толка сталкиваются с колоссальными проблемами: снижение уровня доверия граждан, растущие противоречия исполнительной и законодательной власти, невозможность одержать уверенную победу на выборах. Что привело либеральную демократию к столь печальному состоянию и есть ли у Запада шанс исправить допущенные ошибки?

Рогов сообщил об уничтожении самолета F-16 в Запорожской области

Лукашенко назвал количество комплексов «Орешник» для размещения в Белоруссии

Ростовский курьер-стример назвал максимальный месячный заработок

Новости

Полиция Финляндии задержала танкер за повреждение кабелей связи

Финские правоохранители задержали танкер под флагом Островов Кука по подозрению в повреждении подводных кабелей между Финляндией и Эстонией, включая Estlink 2.

Режим ЧС федерального уровня введен из-за разлива нефтепродуктов в Черном море

Из-за разлива мазута в Черном море в результате крушения танкеров в Керченском проливе введен режим чрезвычайной ситуации федерального уровня, что позволит задействовать дополнительные ресурсы и финансовую поддержку.

Пашинян пригрозил бойкотом саммита ЕАЭС в Белоруссии

Премьер-министр Армении Никол Пашинян после спора на заседании Высшего Евразийского совета (ЕАЭС) с белорусским лидером Александром Лукашенко заявил, что армянская делегация может вовсе не участвовать в саммите ЕАЭС в Белоруссии.

Губерниев высмеял Вяльбе фразой «как же можно было так облажаться»

Спортивный комментатор Дмитрий Губерниев, используя фразу «как же можно было так облажаться», пошутил над главой Федерации лыжных гонок России Еленой Вяльбе.

В Казахстане подтвердили взрыв баллона перед крушением самолета под Актау

Аэропорт Актау получил информацию от руководителя полетов «Ростов» о взрыве кислородного баллона на борту самолета.

Путин рассказал о предложении Байдена отсрочить принятие Украины в НАТО

Президент России Владимир Путин рассказал, что в 2021 году получил от американского лидера Джо Байдена предложение отложить принятие Украины в НАТО на 10-15 лет.

Аксенов сообщил о смене руководства УФСБ по Крыму и Севастополю

Руководство управления ФСБ по Крыму и Севастополю сменилось в конце текущего года, сообщил глава региона Сергей Аксенов.

Опрос показал снижение готовности европейцев поддерживать Украину «до победы»

Готовность жителей Западной Европы поддерживать Украину «до победы» в конфликте с Россией за год снизилась, а число сторонников мирных переговоров выросло, свидетельствуют данные опроса YouGov, пишет The Guardian.

Путин высказался о будущем применении «Орешника»

Россия может применить гиперзвуковую ракетную систему «Орешник», если это потребуется, однако пока спешить с этим не будет, заявил президент Владимир Путин.

Лукьянов взвесил шансы изгнания Зурабишвили из дворца президента Грузии

У оппозиции Грузии остался последний шанс добиться существенного обострения в стране. В то же время правящей «Грузинской мечте» отступать некуда и невозможно. К чему приведет это противостояние, зависит от профессионализма правоохранителей и тактики, которую изберет правительство, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Федор Лукьянов. Напомним, грузинская оппозиция собралась защищать Зурабишвили от выселения из резиденции.

Босфор перекрыли из-за неполадок у идущего в Новороссийск танкера

Транзит судов через пролив Босфор временно остановлен из-за технических проблем у танкера Cordelia Moon, который шел из турецкого порта Ялова в Новороссийск.

Путин выразил готовность России поставлять газ в ЕС через Польшу

Россия готова направить поставки газа в Европу через территорию Польши, возобновление работы маршрута может произойти мгновенно, заявил президент России Владимир Путин на встрече с журналистами.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Поглощение Канады разрушает стереотипы в политике

Идеи Трампа о территориальных приобретениях доходчиво выражают мысль: государственный суверенитет означает больше, чем формальный статус, как это все привыкли считать.

Ирина Алкснис: Миграционные проблемы в России и проще, и сложнее, чем в других странах

Умение создать пространство для сосуществования самых разных людей и культур является важнейшим преимуществом России, которое вечно недооценивают ее противники. Но без коррекции миграционной политики эти особенности могут стать уязвимостью.

Дмитрий Губин: Идея деколонизации прилетит на Запад бумерангом

Спекуляции на далеком прошлом в странах-новоделах и подрывная деятельность русофобов базируются на одних и тех же идеях, и нам не надо их делить на «какую надо деколонизацию» и «какую не надо».
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»