Справки

13 марта 2024, 13:04

Технологичный оскал «Тигра»: бронеавтомобиль повышенной проходимости

Фото: Министерство обороны РФ/РИА Новости

Отечественный бронированный автомобиль «Тигр» создавался как ответ на вызовы времени. Специальным подразделениям, армии и МВД требовался защищенный, маневренный, проходимый, комфортный транспорт. Классический бронетранспортер – неповоротливый и недостаточно быстрый – для этих целей не подходил. «Тигр» стал российским аналогом американского HMMWV – «Хамви», но превосходит западного собрата по многим параметрам.

Арабы ушли, «Тигр» остался

Первоначально «Тигр» был предназначен не для российской армии или МВД, а для заказчиков из ОАЭ. Компания Bin Jabr Group решила, что для арабской страны «Хамви» не подходит, а российский ГАЗ создаст многоцелевой бронеавтомобиль намного лучше. Опытные образцы «Тигра» произвели на Горьковском автозаводе и даже представили в Абу-Даби на выставке в 2001 году. Но совершенно неожиданно заказчик контракт разорвал, документацию и три опытных образца забрал и впоследствии на основе наработок выпустил свой автомобиль Nimr, что переводится как «тигр».

А у ГАЗа остался разработанный образец, которым заинтересовались в МВД. В результате три первых экземпляра ГАЗ-2975 передали на испытания в московский СОБР. В Специальном отряде быстрого реагирования техника пришлась по душе, и Министерство внутренних дел решило закупить сразу партию «Тигров». К тому моменту, как автомобиль пошел в серию (это было в 2005 году), производство решили перенести из Нижнего Новгорода в Арзамас. По сей день эта техника сходит с конвейера Арзамасского машиностроительного завода (АМЗ).

До армии, однако, «Тигр» добрался не сразу. Вслед за МВД автомобиль вызвал интерес у спецподразделений ФСБ. И лишь потом на него обратили внимание в Министерстве обороны. Но нужно понимать, что «Тигр» – это база для различных вариаций. И потому военное ведомство предъявило к машине свои требования: помимо повышенной бронированности, надежности и проходимости нужно было предусмотреть установку вооружений, в том числе противотанковых ракет.

Ярославль вытеснил американцев

Базовая версия «Тигра» носит название ГАЗ-2330. А модификаций создано более 40: для различных подразделений, целей и задач. Есть и гражданские версии, и даже парадные кабриолеты с элитной отделкой салона (так, в 2009–2014 годах три автомобиля ГАЗ-СП46 участвовали в парадах Победы в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади). Но армии нужен «Тигр» для конкретных целей: перевозка бойцов, эвакуация раненых, огневая поддержка, разведка, доставка грузов, а также борьба с бронетехникой (при условии оснащения соответствующим вооружением).

Первоначально сердцами отечественных бронированных автомобилей были американские двигатели Cummins B-180, B-205 и B-215. Машины с ними испытывались подразделениями армейского спецназа на Северном Кавказе. Но позже в Ярославле специально для «Тигра» был разработан ЯМЗ-5347-10, с которым он и пошел в серию. Двигатель мощностью 215 л. с. имеет объем 4,4 л, что меньше зарубежных аналогов. Как отмечают бойцы, он не так «придирчив» к качеству топлива. Там, где иностранные аналоги не могут завестись, ярославский двигатель работает безотказно.


Как мы и говорили выше, вариаций «Тигра» великое множество. Но главное, что их объединяет, это принцип конструкции, когда на сварную раму крепятся все узлы автомобиля, а также цельнометаллический кузов. Что касается подвески, дифференциалов и ряда других механизмов, то конструкторы решили упростить задачу себе и ремонтным батальонам, взяв готовые узлы от БТР-80. Проверено и надежно! То, что нужно для силовых структур.

Интересно, что раздаточная коробка заимствована у другого специализированного автомобиля – ГАЗ-3937 «Водник». Коробка переключения передач у «Тигра» механическая. «Автомат», как на «Хамви», оставили только для гражданских версий. И естественно, данный автомобиль – полноприводный. Он не вязнет ни в грязи, ни в песке. Клиренс – 400 мм – вкупе с другими особенностями обеспечивает крайне высокую проходимость.

И конечно, это очень скоростной автомобиль. На дорогах общего пользования он может развить скорость до 140 км/ч. И это при весе – в зависимости от конкретной модификации – от 5,3 до 8,4 т! Кроме того, «Тигр» может нести до 1,5 т груза. На грунтовых дорогах бронеавтомобиль легко держит скорость 70 км/ч. В условиях реального боя или специальной операции этого хватает с запасом.

«Кошачьи» споры: «Тигр» против «Рыси»

Судьба «Тигра» – это череда неожиданных поворотов. Когда Министерство обороны возглавлял Анатолий Сердюков, в армии едва не отказались от заказа ГАЗ-2330: из-за слабой противоминной защиты «Тигра» решили закупать итальянские бронеавтомобили IVECO, получившие у нас название «Рысь». Хотя, несмотря на бóльшую защищенность, «Рыси» по габаритам меньше «Тигров» и не предназначены для боя. Но руководство Минобороны сменилось, от итальянских машин отказались, а «Тигр» закупили еще в больших количествах. Конструкторы, в свою очередь, усилили броню.

О бронекапсуле нужно рассказать подробно. Защита может быть как третьего, так и пятого класса, в зависимости от модификации. Но в любом случае корпус автомобиля цельносварной. Его делают из стали толщиной 5–7 мм. Чтобы защитить бойцов от вторичных осколков, внутри корпус обшит специальными пакетами баллистической ткани. Стекла у автомобиля также бронированы.

Если мы говорим о самом распространенном на данный момент варианте АМН 233114, то он обеспечивает защиту от осколков 155-мм снарядов, бронебойных пуль калибра 7,62 мм и 5,45 мм. Противоминная защита от взрывчатки до 0,6 кг под днищем впоследствии была увеличена. У новых модификаций баллистическая стойкость повышена до класса 6А, а противоминная – до 2 кг в тротиловом эквиваленте (например, такой стала версия «Тигр-6А», имеющая запас хода до 1000 км). И это не первое подобное усиление.

Важно отметить, что «Тигр» – это весьма комфортный автомобиль. Просторный салон, где могут разместиться до 11 человек (чаще – шесть бойцов в полной амуниции), есть кондиционер, электростеклоподъемники, термосы.

Кресла специальные – противотравматические, чтобы езда по пересеченной местности не доставляла экипажу неудобств. Эргономика салона такова, что в случае ранения водителя кто-то из членов экипажа может быстро его заменить за рулем.

В зависимости от модификации бронеавтомобиль «Тигр» имеет разные вариации вооружения. Самый массовый вариант – с установленным пулеметным модулем «Арбалет-ДМ». Конструкция позволяет ставить танковый модернизированный пулемет Калашникова (ПКТМ), крупнокалиберный пулемет «Корд» (с патронами 12,7×108 мм), пулемет «Печенег» или автоматический гранатомет на станке АГС-17 калибра 30 мм. Плюс к этому – установки для дымовых гранат.

Но это лишь варианты. Есть модификации с установленными противотанковыми комплексами «Корнет», 30-мм пушкой 2А72 и тем же ПКТМ, различными зенитно-ракетными комплексами малой дальности. Были в свое время представлены и варианты «Тигра» с итальянским боевым модулем HITROLE Light и французским Nexter. Но для обеспечения независимости военно-промышленного комплекса от иностранных поставщиков эти версии не были запущены в серийное производство.

В сирийских песках и снегах Донбасса

Опыт применения «Тигров» российскими войсками обширен. Так, в 2008 году их использовали в Южной Осетии во время операции по принуждению Грузии к миру. Также «Тигры» были задействованы в период войны в Сирии, начавшейся в 2011-м. Здесь террористы по-настоящему охотились за ними. В Сети появилось несколько видео, где «Тигры», маневрируя, выходили из-под обстрела. Огонь по ним вели из стрелкового оружия и гранатометов. Но скорость автомобилей и мастерство водителей позволили уйти, сохранив жизнь и здоровье членов экипажей.

Однако несколько единиц техники все же были потеряны. Например, в Сети появилось несколько фотографий АМН 233114 «Тигр-М», который получил серьезные повреждения. Скорее всего, в результате срабатывания самодельного взрывного устройства. Официальных данных об этом нет, но сторонние источники сообщили, что бронированный «Тигр» сохранил жизнь находившихся в нем бойцов.

А во время «Крымской весны» в 2014 году автомобили «Тигр» стремительным броском заблокировали несколько важнейших дорог и объектов на полуострове.

Спустя восемь лет, уже в 2022 году, «Тигры» также выполнили свою задачу – быстро доставили личный состав до стратегических объектов противника. Сейчас бронеавтомобили «Тигр» продолжают свою работу в зоне специальной военной операции. Они задействуются для сопровождения колонн, доставки грузов, эвакуации раненых. Но у них появилась и еще одна функция – психологическое воздействие. На автомобиль установили мобильный радиокомплекс. Он передает украинским военным инструкции о том, как сдаться в плен.

В заключение хочется рассказать еще об одной модификации «Тигра», которая используется для поиска и эвакуации раненых солдат с поля боя, пострадавших из очагов техногенных катастроф, а также оказания им неотложной медпомощи. Это санитарно-эвакуационная машина называется «Тигр Айболит». Она способна перевозить до четырех лежачих или сидячих раненых. В ней может размещаться как мобильный перевязочный пункт, так и спецоборудование для интенсивной терапии. Время показало, что такая техника очень востребована.

Вам может быть интересно

ПВО сбила летевший на Москву беспилотник
Темы дня

Вэнс раскрыл ложь Зеленского из лучших побуждений

Вице-президент США Джей Ди Вэнс раскрыл всему миру страшный секрет украинских властей о реальных перспективах ВСУ в Донбассе. Этим он нанес Киеву серьезный политический ущерб и разоблачил ложь Владимира Зеленского. Зачем это Вэнсу?

Почему Гренландия становится приоритетной целью для США

Специальный посланник Дональда Трампа отныне будет заниматься реализацией мечты хозяина Белого дома присоединить Гренландию к Соединенным Штатам Америки. Что это за человек и почему Трамп, несмотря на категорическое сопротивление всей Европы, так стремится обладать этим северным островом?

Военкор Коц: ВС России отрезают Украину от Черного моря

В Госдуме отреагировали на жалобы WhatsApp

Эксперт объяснил увеличение количества волков в России

Новости

Для поступающих в педвузы введут профильное вступительное испытание

Минпросвещения России рассматривает возможность обязательных профильных экзаменов для поступающих на педагогические специальности, стартовать нововведение планируют с 2027 года, сообщили в ведомстве.

Пезешкиан заявил о водном кризисе в Иране

Острая нехватка воды поразила все провинции Ирана из-за самой сильной за 60 лет засухи, что вынудило власти прибегнуть к ограничениям, заявил президент Ирана Масуд Пезешкиан.

Al Hadath назвал возможную причину крушения самолета с начальником генштаба Ливии

Причиной крушения самолета Falcon 50, на борту которого был начальник генштаба армии Ливии Мухаммед аль-Хаддад, могли стать перебои в работе электросистемы, сообщает Al Hadath.

Минтранс приказал запретить хождение судов у калининградского СПГ-терминала

С 1 февраля 2026 года в акватории Балтийского моря у терминала по приему, хранению и регазификации сжиженного природного газа в Калининградской области будет введен запрет на хождение судов, сообщается в тексте приказа Минтранса России.

Медведев удивился мирным заявлениям Писториуса и Стубба

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев обратил внимание на недавние заявления министра обороны Германии Бориса Писториуса и президента Финляндии Александра Стубба.

Начальник генштаба армии Ливии погиб в результате крушения самолета в Турции

Начальник генштаба армии Ливии Мухаммед аль-Хаддад и сопровождающие его лица погибли в результате крушения самолета, который исчез с радаров вскоре после вылета из Анкары, сообщил глава базирующегося в Триполи Правительства национального единства Ливии Абдельхамид Дбейба.

Украинский генштаб признал потерю Северска в ДНР спустя почти две недели

Украинский генштаб подтвердил, что подразделения ВСУ покинули Северск, заявление было сделано спустя почти две недели после освобождения города.

Суд в Москве арестовал счета Чубайса по иску «Роснано»

Счета Анатолия Чубайса почти на 11,9 млрд рублей заблокированы по иску «Роснано», говорится в решении Арбитражного суда Москвы.

Мелони в рождественском поздравлении заявила, что 2026 год будет «гораздо хуже»

Во время церемонии поздравления с рождественскими праздниками премьер Италии Джорджа Мелони заявила, что 2026 год по сравнению с 2025-м будет гораздо хуже.

SANA сообщило о встрече Путина с главами МИД и минобороны Сирии

В Москве состоялась встреча президента России Владимира Путина с министром иностранных дел Сирии Асаадом аш-Шибани и министром обороны генерал-лейтенантом Мурхефом Абу Касром, сообщило сирийское государственное новостной агентство SANA.

При обыске в сейфе Эпштейна нашли наличные рубли

Правоохранители США при обыске в доме Джеффри Эпштейна обнаружили в его сейфе наличные в разных валютах, в том числе несколько рублевых купюр, и крупные запасы драгоценных камней.

На границе России и Польши образовалась многокилометровая пробка

На польско-российской границе у погранперехода Гжехотки образовалась огромная пробка на въезд в Россию.
Мнения

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.

Игорь Мальцев: В России нет «потерянных» поколений

В критических условиях в молодежи проявляются лучшие черты русского характера. Какое «потерянное поколение»? Какое по счету? Пустые это разговоры.

Ирина Алкснис: «Прямая линия» Путина стала обязательной частью новогодних праздников

Гордость за наше прошлое, оптимизм по поводу настоящего России и уверенность в будущем страны – главные составляющие позиции Путина и как президента, и как гражданина, и как человека.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов