Происшествия

11 августа 2018, 15:00

Угон самолета вскрыл уязвимость американских аэропортов

Фото: Bayne Stanley/ZUMA/Global Look Press

Из международного аэропорта Сиэтла угнали пассажирский самолет: технический сотрудник воздушной гавани тайно проник в кабину и взлетел. Военные летчики на F-15 смогли оттеснить самолет от города, после чего машина рухнула в залив. По предварительной версии, угонщик страдал психическим расстройством. Но каким образом ему удалось преодолеть все препятствия? И возможно ли нечто подобное в России?

В субботу стали известны первые подробности угона пассажирского самолета Bombardier Q400 из международного аэропорта Сиэтла. Расследование только началось, поэтому о произошедшем существуют лишь обрывочные сведения. За штурвалом, по одним данным, находился 29-летний механик аэропорта. По другой версии, это был кто-то из обслуживающего персонала. Как пояснили в авиакомпании Alaska Airlines (управляет авиакомпанией Horizon Air, которой принадлежал самолет), сотрудники наземных служб направляют самолеты после посадки, отвечают за противообледенительную обработку воздушных судов и выдачу багажа.

Имя мужчины официально не называется. Но, как отмечает местная газета Seattle Times, в разговорах с ним авиадиспетчеры называли его «Ричард».

Сам инцидент произошел в пятницу в 20.00 по местному времени. Во время угона самолет был без пассажиров (борт рассчитан на перевозку 76 человек). Примерно через полтора часа он разбился на юге залива Пьюджет в 40 километрах от места взлета. Во время полета самолет сопровождали два истребителя F-15, которые поднялись на перехват из Портленда.

По мнению следователей, инцидент не связан с терроризмом, так как у угонщика были «суицидальные намерения». В разговоре с диспетчерами мужчина называл себя «сломленным человеком». Он эмоционально рассуждал о том, что потом будет ждать его во время тюремного заключения. Кроме того, мужчина пришел в шок от того, как быстро иссякают запасы горючего в баках, а также хотел сделать во время полета бочку и переворот. Возможно, желание выполнить трюк и привело к падению самолета.

Из попавшей в прессу расшифровки переговоров следует, что в начале полета угонщик вел себя спокойно и даже шутил о том, что ему предложат работать пилотом, если он успешно приземлится. Но затем признался, что не знает, как сажать воздушное судно. «Я вообще-то не планировал приземляться», – сказал он диспетчерам.

Он признался, что важен многим людям, но «они расстроятся, когда узнают о том, что я сделал». «Я бы хотел попросить у каждого из них прощения. Я всего лишь сломленный парень», – отметил он.

Наземные службы пытались помочь угонщику увести самолет подальше от города. По данным СМИ, он не обладал необходимыми знаниями о том, как совершить посадку.

Глава фонда «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР Олег Смирнов отмечает, что это не первый случай в мировой гражданской авиации, когда работник аэропорта угоняет самолет. Но такие инциденты крайне редки. «Свободный допуск к самолету имеет только сотрудник аэропорта. Посторонний человек к самолету не подойдет и не проникнет в него, так как нужно иметь пропуски и соответствующие разрешения», – сказал Смирнов газете ВЗГЛЯД.

Он отметил, что комиссия, которая занимается расследованием трагедии, только начала свою работу и еще нет подробностей, которые помогли бы узнать важные детали произошедшего. «Случившееся говорит о грубом несоблюдении правил авиационной безопасности. Посторонний человек, даже сотрудник аэропорта, просто так проникнуть в самолет не может», – подчеркнул он.

Также остается загадкой, каким образом мужчина мог управлять самолетом. Нужны знания, даже чтобы просто запустить двигатели. Это делается не одним нажатием кнопки или поворота ключа, как в автомобиле. «Значит, он был обучен этому. Ибо запустить самолетные двигатели – не такое простое дело. К запуску надо готовиться, открыть соответствующие краны, включить соответствующие системы. Этот человек ранее был пилотом или специально обучался этому. Скорее всего, занимался этим в армии или на гражданской службе. Где-то он имел дело с авиационной техникой или как инженер, или как пилот», – полагает Смирнов.

Впрочем, еще до подведения итогов расследования очевидно, что в аэропорту были проблемы с обеспечением безопасности полетов.

«Взлет – это целый процесс. Сначала самолет запускает двигатель. Чтобы вырулить, нужно связаться по радио с диспетчерами. Нужно знать рулежные дорожки, взлетно-посадочную полосу. Этот человек был очень осведомлен, если смог взлететь. Предпринимать меры нужно было в тот момент, когда самолет начал движение.

Когда самолет, которого нет в плане полетов, выруливает на полосу, надо перекрывать ее», –

указал Смирнов, добавив, что несанкционированный взлет может привести к столкновению с другими самолетами, особенно если речь идет о международном аэропорте, где всегда высокая интенсивность полетов.

Таким образом, версия о том, что угонщик испытывал сильные проблемы с психикой, весьма вероятна. «Это какой-то шизофреник или самоубийца. В аэропорте куча препятствий, которые надо преодолеть. И он преодолел их. Перед ним стояла ясная цель», – говорит Смирнов.

Эксперт отметил правильные действия военных, которые тут же подняли в небо истребители. «Самолет мог рухнуть на населенный пункт. А истребители сделали так, чтобы самолет летел в сторону воды. И это удалось. Падение над городом грозило жуткими последствиями», – отметил он.

Смирнов заверил, что в России повторение подобной ситуации практически невозможно. Он отметил высокий уровень безопасности в российских аэропортах, тем более если оттуда совершаются международные рейсы. Например, все сотрудники постоянно проходят углубленную медкомиссию. И это касается не только пилотов. Поэтому сотрудник, у которого есть склонность к суициду, вообще не должен быть допущен к работе. Также существует жесткий регламент доступа к самолету. По его словам, многие зарубежные аэропорты переняли российскую систему контроля за пилотами и другими сотрудниками. В странах Евросоюза не так давно решили каждый раз проверять пилотов перед вылетом. А в России такое правило действует более полувека.

«Сотрудник аэропорта, который не имеет отношения к экипажу, не может заходить свободно в пустую кабину. Это могут делать только техники, которые обслуживают самолет», – пояснил эксперт, добавив, что и до завершения расследования можно сделать следующий вывод: в аэропорте Сиэтла дал сбой контроль обслуживающего персонала. 

Текст: Андрей Резчиков

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?