В среду утром Австралийское управление морской безопасности (AMSA) получило сигнал бедствия от судна «Академик Шокальский», которое оказалось заблокировано льдами приблизительно в 1,5 тыс. морских миль (2,7 тыс. километров) от Хобарта – административного центра австралийского штата Хобарт.
Если же он серьезно застрял в тяжелых льдах, то для эффективного и быстрого спасения нужен хороший ледокол
Первоначально сообщалось, что судно, на борту которого находилось более 70 человек, совершало круизный рейс в Антарктике. Однако затем в Росгидромете уточнили, что «Академик Шокальский» выполняет работы по заказу Австралийской антарктической экспедиции и проводил наблюдения у берегов Антарктиды в районе моря Д'Юрвиля.
В район нахождения «Академика Шокальского» направлены суда ледокольного класса XUE LONG (КНР), L'Astrolab (Франция) и Aurora Australius (Австралия).
В Росгидромете также рассказали, что судно получило незначительные повреждения наружной обшивки, угрозы для экипажа и пассажиров нет, передает РИА «Новости».
«24 декабря в период завершения работ вследствие резкого ухудшения погодных условий судно было блокировано тяжелыми льдами, движение судна оказалось невозможным. При осмотре судна был обнаружен разрыв наружной обшивки по правому борту, на 1,8 метра выше ватерлинии. Повреждение не представляет опасности для экипажа и пассажиров, работы по ликвидации трещины проводятся экипажем НИС «Академик Шокальский», – рассказали РИА «Новости» в Росгидромете.
Представитель Росгидромета отметил, что застрявшее во льдах судно может быть высвобождено уже через двое суток, когда ему на помощь прибудут другие суда, сейчас экипажу и пассажирам ничего не угрожает.
«Не произошло ничего страшного. Судну не хватило буквально пары миль, чтобы выскочить из опасного дрейфа льда. Теперь ждут попутных судов, ледоколов, которые их оттуда вызволят. Я думаю, в течение двух суток они подойдут. На борту все целы, здоровы, у судна повреждений нет, ничего опасного для экипажа и всех, кто там находится, нет. Но просто надо идти дальше», – сказал собеседник агентства.
По его данным, судно находится в аренде у новозеландской компании, на борту – группа ученых.
Он добавил, что Росгидромету не придется оплачивать спасательную операцию, если это потребуется: «Это проблема той компании, которая его (судно) зафрахтовала».
В свою очередь директор Дальневосточного регионального научно-исследовательского гидрометеорологического института (ДВНИГМИ) Юрий Волков сообщил, что судно застраховано на случай непредвиденных ситуаций, однако страховую компанию и сумму страховки не уточнил. «Застраховано на нормальную сумму, всего хватит», – сказал он.
По словам Волкова, специалисты ДВНИГМИ поддерживают связь с заблокированным льдами судном. Чтобы исключить риск, решено было обратиться в AMSA. Ожидается, что через сутки три ледокола, проходивших поблизости, смогут подойти к «Академику Шокальскому» и вывести его из ледового плена.
«На борту судна находится более 70 человек, среди которых около 50 ученых, в том числе из Новой Зеландии, а также 23 члена экипажа. Все, кто находится на борту, в порядке. Их жизни и здоровью ничего не угрожает», – сказал собеседник агентства.
Представитель AMSA Андреа Хейворд-Маэр в свою очередь сообщила ИТАР-ТАСС, что у судна «нет никаких структурных повреждений». «Оно в безопасности, и это хорошая новость, – отметила она. – Мы внимательно следим за развитием событий, и у нас есть план действий на случай, если ситуация усложнится. Мы надеемся на ледоколы, но в крайнем случае проведем эвакуацию».
Ранее находящийся на борту «Академика Шокальского» руководитель австралийской экспедиции Крис Терни написал в своем «Твиттере», что «помощь ожидается примерно через 30 часов». Хейворд-Маэр сказала, что этот прогноз представляется ей «несколько оптимистичным», но она «не считает его невозможным, поскольку все будет зависеть от погодных условий».
Терни также сообщил, что температура воздуха за бортом сегодня днем колебалась у отметки минус 1 градус (в Антарктиде сейчас лето). «Подобно исследователям прошлого, мы оказались во льдах, – написал руководитель экспедиции. – Все хорошо. Настроение у всех приподнятое. Желаем всем счастливого Рождества».
Морской эксперт Михаил Войтенко отметил, что скорость спасения «Академика Шокальского» зависит от того, какие суда отправлены ему на помощь.
«Если на спасение направлены суда примерно такого же ледового класса, что и судно «Академик Шокальский», то сомнительно, что они могут чем-то ему помочь. Разве только на борту имеются вертолеты, с помощью которых можно эвакуировать людей. Кроме того, не исключен вариант и того, что судно самостоятельно сможет высвободиться из ледового плена, когда, например, переменится ветер. А если же он серьезно застрял в тяжелых льдах, то для эффективного и быстрого спасения нужен хороший ледокол», – сказал газете ВЗГЛЯД Войтенко.
Он отметил, что процесс спасения застрявших судов достаточно затратный, счет идет где-то на десятки тысяч долларов. Но сумма высчитывается из времени, потраченного на операцию, и типа эвакуирующего судна.
Судно «Академик Шокальский» эксплуатируется австралийским оператором Aurora Expeditions, но находится в собственности РФ и приписано к порту Владивосток. Оно было построено в 1982 году и первоначально предназначалось для океанографических исследований. Длина судна – 71 метр, водоизмещение – 2140 тонн, скорость – 14 узлов. Топливные танки НИС рассчитаны на 320 тонн нефтепродуктов, водяные – на 250 тонн пресной воды.
Размеры судна позволяют ходить там, где более крупные суда не пройдут. «Академик Шокальский» принимает 46 пассажиров при походах в Арктику и 48 пассажиров на круизах в Антарктику. Судно имеет 26 кают с видом на море (в том числе люкс «Амундсена» площадью 23,2 кв. метров) и прошло несколько модернизаций и перепланировок в 2008 году.
На борту имеется два ресторана, лекционный зал, салон и бар, библиотека, экспедиционный врач и амбулатория, а также спутниковая связь.