Погибла бывшая работница органов опеки
Мне бы не хотелось, чтобы после нашего разговора в головах каких-то чиновников возникла мысль ужесточить требования к приемным семьям
В городе Ивдель Свердловской области в частном доме на улице Елизарова пожар унес жизни двух человек. Взрослой женщины 1974 года рождения и ребенка. Еще восемь детей госпитализированы.
Согласно первым сообщениям, погибшими оказались воспитатель семейного детского дома и один из воспитанников, а пострадавшими – еще восемь воспитанников.
Однако газета ВЗГЛЯД связалась с уполномоченным по правам ребенка в Свердловской области Игорем Мороковым, и он внес некоторые уточнения: «Информация о пожаре попала ко мне на стол рано утром. Специалисты из аппарата уполномоченного сразу же включились в работу и начали выяснять все обстоятельства. Могу сказать, что в СМИ появилась не совсем верная информация. Речь идет не о семейном детском доме, а о приемной семье», – отметил он.
По словам детского омбудсмена, все девять детей в этой приемной семье были оформлены на одного воспитателя – как раз на женщину, которая погибла.
«Также могу сказать, что она является бывшим работником органов опеки и попечительства, ранее она была начальником отдела опеки. То есть она профессионал в этом смысле, знала назубок все требования, какие предъявляются при устройстве в семью, и требования к помещению», – отметил Игорь Мороков.
Он рассказал также, что шесть из девяти приемных детей – это братья и сестры. Устроить их в семьи – очень сложная задача, поскольку их много и разделять их не рекомендуется.
Что касается причин пожара, то, по данным Морокова, основная версия сейчас – короткое замыкание проводки на кухне.
Комментируя дальнейшую судьбу выживших детей, омбудсмен отметил, что хотя погибшая женщина и была замужем, опека была оформлена на нее одну.
«Сейчас ребята остаются в больнице. И уже запущена работа по поиску нового жилья для них, оно обязательно будет предоставлено, к решению проблемы уже подключился и глава администрации. И мы тоже не останемся в стороне. Куда потом отправятся дети, пока не могу сказать, но, на мой взгляд, форму приемной семьи для них нужно попытаться сохранить. Хотя не знаю, кто это будет. Но мы найдем какое-то решение», – пообещал Мороков.
Что касается проверок на предмет противопожарной безопасности, собеседник газеты ВЗГЛЯД отметил, что органы опеки регулярно навещают приемные семьи, на первом этапе – практически ежемесячно, затем – около двух раз в год и оценивают все.
«Я связывался с нашим региональным оператором по устройству детей. Могу сказать, что нареканий к этой семье никаких не было, она характеризуется полностью положительно. Единственное... Мы же всегда учимся на каких-то таких примерах. И возможно, теперь стоит подумать над усилением контроля за вопросами безопасности, особенно в сельской местности», – резюмировал детский омбудсмен Свердловской области.
Никто особенно противопожарную безопасность не проверяет
Несколько иной точки зрения придерживается руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.
«Безопасность в подобных случаях никак особо не регламентирована, – отметила она в комментарии газете ВЗГЛЯД. – Пожар – это вообще вещь не сильно предсказуемая. При этом мы должны понимать, что все дома горят, а приемная семья, живущая в таком доме, в принципе ничем не отличается от любой другой».
Эксперт отметила, что смерть детей может наступить и от многих других причин. Маленький ребенок может, к примеру, упасть дома со стула, однако это не значит, что при усыновлении нужно обязывать все приемные семьи обивать всю мебель войлоком.
«Если там была старая проводка, то, наверное, с одной стороны, – это ответственность родителей, и с другой – возникает вопрос, были ли у этой семьи достаточные средства, потому что менять проводку – это довольно дорогостоящее дело», – заметила Альшанская.
«Мне бы не хотелось, чтобы после нашего разговора в головах каких-то чиновников возникла мысль ужесточить требования к приемным семьям, прислать новых проверяющих, заставить регулярно ходить по приемным семьям теперь еще и пожарных. Можно ведь решать этот вопрос и по-другому. Опека, курирующая такую семью, могла бы просто выяснить, какие там есть проблемы, с проводкой, еще с чем-то, и предложить помощь государства по их устранению. Это был бы вариант не кнута, а пряника. Результат тот же, но вместо того чтобы стращать и уменьшать количество усыновителей в стране, мы бы, наоборот, увеличили их», – рассказала эксперт.
Что касается дальнейшей судьбы детей, Альшанская отметила, что, как показывает практика, после смерти единственного опекуна они чаще всего возвращаются в детский дом. И реже опеку над ними переоформляет на себя какой-то другой представитель семьи опекуна.
«Муж погибшей женщины, которая была единственным опекуном этих детей, по закону для них – абсолютно посторонний человек. Однако он может претендовать на опеку на общих основаниях. Кроме того, хотя юридически приоритета у него и нет, он имеет «человеческий приоритет». Органы опеки вполне могут учесть, что он с детьми уже знаком, и вынести решение в его пользу, если он, конечно, этого захочет», – пояснила специалист.
При этом она отметила, что неизвестно, в каком состоянии сейчас находится мужчина. Понятно, что человек, только что потерявший жену, может находиться в довольно тяжелом состоянии. И это также могут учитывать органы опеки.
Отреагировали все
#{smallinfographicleft=415988}Оперативно на события в Свердловской области отреагировал уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов. В своем микроблоге в Twitter он написал, что расследованием ЧП в городе Ивдель уже занимается его представитель в регионе.
Затем он отметил, что «губернатору и прокурору Свердловской области направлены обращения о контроле и необходимости тщательного расследования ЧП в семейном детдоме».
«По данным МВД, 8 детей с диагнозом «отравление угарными газами» доставлены в районную больницу. 2 ребенка 6 и 9 лет в реанимации. 1 погиб», – добавил Астахов.
«Глава приемной семьи – мама – погибла при спасении детей из огня вместе с ребенком. Семья была на очень хорошем счету. Мама – бывший начальник отдела опеки, – также написал он. – В настоящий момент помощь оказывает глава города Ивдель. Детям подыскиваются новая приемная семья и дом для жилья. Всем проводится интенсивное лечение».
А в связи с наступлением холодов омбудсмен призвал проверить все детские интернаты и учреждения и, в первую очередь, семейные и частные детдома на пожарную безопасность.
Добавим, что к детям, находящимся в больнице, выехала бригада медицины катастроф, передает РИА «Новости» со ссылкой на сообщение правительства Свердловской области. «По прибытии медики проведут консилиум и определятся с тем, есть ли необходимость транспортировки детей в Межрегиональный медицинский центр Краснотурьинска, оборудованный самой современной техникой», – сказал глава областного правительства Денис Паслер.
Он пообещал, что при необходимости будет также решаться вопрос о госпитализации детей в другие медучреждения, где им окажут специализированную помощь.
Ранее губернатор региона Евгений Куйвашев поручил создать специальную комиссию для расследования обстоятельств трагедии и распорядился оказать детям всю необходимую помощь.
Как сообщает ГУ МЧС по Свердловской области, пострадавшие дети – две девочки и шесть мальчиков 2002–2010 годов рождения. По последним данным, пятеро из восьми госпитализированных детей в удовлетворительном состоянии, но трое – в очень тяжелом.
В правительстве региона отметили, что приложат все силы для устройства пострадавших детей в приемную семью. Если же это не удастся сделать, то, скорее всего, их определят в реабилитационный центр, центр социальной помощи семье и детям или в детдом.
Также стало известно, что в момент пожара в доме находился еще один, десятый ребенок – родной сын погибшей. Сообщается, что его забрал к себе отец.
Добавим, что расследованием причин трагедии уже занялась и Генпрокуратура. Причем прокуроры выдвинули еще одну возможную причину пожара. Это может быть не короткое замыкание на кухне, как ранее говорили в Следственном комитете, а нарушения при эксплуатации бытовых приборов.
На сайте надзорного ведомства говорится, что по итогам проверки «будет решен вопрос о принятии мер прокурорского реагирования».
По факту пожара уже возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности) и ч. 3 ст. 219 УК РФ (нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).