Экономика

23 апреля 2020, 20:00

Авиапассажирам наденут маски и устроят медосмотр

Фото: Marcus Brandt/DPA/ТАСС

Авиапутешественникам стоит готовиться к новым правилам полета. Как в свое время после серии терактов были введены ограничения по проносу жидкости в самолет и новые меры досмотра и контроля, так теперь и COVID-19 изменит привычные нам полеты. Летать отныне, возможно, придется в масках, а перед рейсом проходить тест на вирус. И за это все придется платить.

В России новые правила полетов пока даже не обсуждают, есть другие первоочередные задачи. Но в Европе, которая столкнулась с вирусом и карантином раньше, уже активно думают над тем, как «усложнить» жизнь авиапассажирам ради их же безопасности.

Какие новые правила и ограничения могут ввести для того, чтобы возобновить авиасообщение между странами?

Воздушный транспорт ФРГ представил план из 20 пунктов, какие именно новые правила можно ввести в аэропорту и для авиакомпаний. Во-первых, ношение маски в аэропортах и самолетах может стать обязательным явлением, что, конечно, снизит уровень комфорта. Вот только на дальние перелеты от шести часов потребуется иметь с собой запасные одноразовые маски, так как их надо менять каждые два часа, отмечает Олег Пантелеев из «Авиапорта».

Большинство пунктов касаются обеспечение социального дистанцирования пассажиров в здании аэропорта. Как и в продуктовых магазинах, там придется соблюдать дистанцию в очереди к стойкам регистрации, в зоне досмотра багажа, перед паспортным контролем, в зонах ожидания вылета и выдачи багажа. Предлагается пускать на посадку пассажиров малыми группами, увеличить число автобусов, везущих к самолету. Возможно, запретят работу магазинов в аэропорту, не исключает Роман Гусаров из «Авиа.ру». Возможно введение выборочной проверки температуры в аэропорту.

В любом случае аэропорту и авиакомпаниям все это влетит в копеечку, так как потребуется дополнительное оборудование и персонал. Для пассажиров это явно обернется увеличением времени прохождения всех процедур, вероятно, приезжать придется не за 2,5 часа до вылета, а намного раньше.

Впрочем, Олег Пантелеев считает, что ни один аэропорт не рассчитан на такое увеличение социальной дистанции, даже при снижении интенсивности полетов и объемов авиаперевозок там сложно будет радикально увеличить социальную дистанцию. Однако он ждет, что в связи с ситуацией будет расширяться уже наблюдающаяся тенденция по самостоятельному прохождению процедур посадки. В аэропортах станет больше киосков самостоятельной регистрации на рейс, а также систем, позволяющих пассажирам самостоятельно сдать багаж на рейс, при этом количество контактов с агентами будет объективно сокращаться, считает Пантелеев.

А вот в широкофюзеляжном самолете, где находится 400 пассажиров, будет сложно соблюсти социальную дистанцию, полагает он. С другой стороны, обсуждается идея рассаживать пассажиров внутри самолета через одного. Например, глава британского лоукостера Easyjet Йохан Лундгрен предложил не продавать билеты на среднее из трех кресел в салоне лайнера ради соблюдения дистанции. Однако перевозчики явно будут против такого. Авиационные предприятия Германии стали жаловаться, что это на треть сократит число посадочных мест в самолетах и на треть уменьшит возможную выручку.

Однако Гусаров считает, что перевозчики могли бы пойти и на такой шаг, если без этого невозможно возобновление полетов.

«Лучше посадить пассажиров через кресло, хоть это и невыгодно перевозчикам, но полететь. Тем более для классической авиакомпании продать 70% кресел – это отличный результат. Это может быть даже прибыльный рейс»,

– говорит авиационный эксперт.

Позже, когда уже хорошо изучат вирус, нормализуется эпидемиологическая обстановка, когда тесты и медперсонал не будут на вес золота, тогда можно будет ввести некую систему тестирования, не исключает Гусаров. Например, накануне авиакомпания Emirates провела первое предполетное экспресс-тестирование на COVID-19 для пассажиров, летевших рейсом из Дубая в Тунис. Анализы крови изучал медперсонал из Управления здравоохранения Дубая в зоне регистрации терминала 3. Результаты теста были предоставлены пассажирам в течение 10 минут. Компания надеется внедрить эту систему на всех рейсах.

Возможны и другие варианты проверок пассажиров. «Можно обязать всех пассажиров делать тесты на вирус или на антитела самостоятельно в поликлинике на коммерческой основе. И по этой справке пускать в аэропорт. Или организовать возможность проведения теста в самом аэропорту», – рассуждает Гусаров.

Однако к каким правилам придут авиационные власти разных стран, пока не ясно. Со временем какие-то правила могут оказаться невостребованными и могут быть отменены, но другие решения могут остаться навсегда, считает Олег Пантелеев.

На самом деле у авиации и пассажиров выбор невелик. «Либо мы усложняем нашу жизнь новыми правилами и ограничениями и летаем со всеми сложностями и дороже, потому что все это ляжет на плечи пассажиров, либо не хотим ничего усложнять, и тогда еще долго никуда не летаем», – говорит Роман Гусаров. И тогда прогноз гендиректора авиакомпании S7 Владислава Филева о том, что международные авиаперевозки возобновятся в лучшем случае через год – в апреле 2021 года, могут быть близки к истине, добавляет он.

Олег Пантелеев тоже не исключает, что полноценного восстановления международного сообщения, возможно, придется ждать целый год. Некоторые страны могут выбрать более жесткие меры и не открывать небо совсем. Другие страны откроют полеты, но им, возможно, придется снова остановить их из-за второй волны эпидемии, о чем предупреждают вирусологи. «Думаю, что полеты в отдельные страны и регионы могут возобновиться даже этим летом. Но это, скорее всего, будут решать страны на двусторонней основе. Вряд ли, например, в одночасье небо откроется над всем Евросоюзом. Также могут быть возобновлены полеты в отдельные регионы большой страны, например такой как Россия», – не исключает Пантелеев.

Для пассажиров это означает одно: эра дешевых, быстрых и комфортных авиаперелетов прошла.

Полеты в любом случае подорожают, констатирует Гусаров. Во-первых, новые правила полетов потребуют дополнительные расходы на закупку оборудования, наем дополнительных сотрудников, в том числе медицинского и т. д. «Лоукостеры будут продавать билеты по тем же ценам, что и классические авиакомпании, иначе им не выжить», – считает Гусаров.

Во-вторых, объем авиаперевозок значительно сократится, даже если международные полеты полностью откроют. «Если мы откатимся в нулевые, то и пассажиропоток будет как в нулевые – в три раза ниже, чем сейчас. Если окажемся в девяностых, то и пассажиропоток будет как тогда. А тогда было 20 млн перевезенных пассажиров против 120 миллионов в 2019 году», – говорит Гусаров. Филев верит в лучшее: по его прогнозу, пассажиропоток упадет примерно вдвое, до 60 млн пассажиров в год, по окончании кризиса. Однако как будет в реальности, на самом деле никто не знает – слишком много неизвестных, считает Гусаров.

Насколько сильно просядут объемы перевозок, будет зависеть от того, как сильно упадет мировая экономика, насколько долго продлится карантин, будет ли вторая и даже третья вспышки эпидемии и т. д. С одной стороны, из-за падения доходов, ослабления рубля и из-за страхов люди станут меньше путешествовать, останутся на земле, говорит Гусаров. С другой стороны, стоит ждать сокращения перемещений деловой части пассажиров.

«Сегодня деловые полеты распространены, и это приносит значительную прибыль перевозчикам. Когда пассажир летит не за свой счет, он может позволить себе больше дополнительных услуг. Но есть риск, что удаленная деловая коммуникация выработает привычку, сформируются новые бизнес-процессы в компаниях, потребность в личном общении снизится», – говорит Пантелеев. 

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

Силы ПВО сбили две ракеты и 27 дронов над Курской областью
Темы дня

Мемуары Меркель станут неприятным сюрпризом для Зеленского

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что Зеленский сделал из нее «козла отпущения» из-за саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году. Своим взглядом на украинский кризис и разногласия России с НАТО Меркель делится в мемуарах «Свобода». По мнению экспертов, всю правду Меркель в книге не расскажет, но главное ее высказывание касается российского «Северного потока».

За что Сталин отправил в штрафники целый полк

Ровно 80 лет назад, 23 ноября 1944 года, вышел приказ наркома обороны Иосифа Сталина о переводе в штрафные части целиком целого кавалерийского полка. Каким образом и при каких обстоятельствах проштрафился этот полк, чем искупил свою вину – и какие еще подобные случаи бывали во время Великой Отечественной?

Песков объяснил, почему ранее не было известно о разработке «Орешника»

Немецкий политолог назвал главную фразу из мемуаров Меркель, касающуюся России

Эксперт: После испытания Россией «Орешника» Зеленский не контролирует свои слова

Новости

Стало известно об отставке командующего группировкой войск «Юг»

Генерал-полковник Геннадий Анашкин снят с должности командующего группировкой войск «Юг», сообщают СМИ.

Посол Ирана потребовал наказать полицейских Казани за задержание студентов

Посол Ирана в Москве Казем Джалали выразил недовольство задержанием иранских студентов после драки в Казани и настаивает на наказании виновных полицейских, следует из сообщения дипломата в соцсети.

Шарий заявил об отъезде сотрудников посольств США и Британии из Киева

Сотрудники американского, британского, французского и немецкого посольств выехали за пределы Украины, сообщил украинский блогер Анатолий Шарий.

Залужный допустил прорыв фронта после 2027 года

Украинский посол в Лондоне и бывший главнокомандующий Вооруженными силами Украины Валерий Залужный заявил о возможном прорыве фронта в украинском конфликте после 2027 года.

Daily Mail подсчитала время подлета «Орешника» до городов Европы

Российская баллистическая ракета «Орешник» способна достичь любого города в Европе менее чем за 20 минут, сообщила газета Daily Mail.

Захарова обвинила Францию в желании «добить» Украину

Слова министра иностранных дел Франции Жан-Ноэля Барро о разрешении ударов дальнобойными ракетами по российской территории ведут не к поддержке, а к «добиванию» Украины, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Внук Пугачевой начал зарабатывать на каверах российских хитов в США

Внук певицы Аллы Пугачевой Никита Пресняков начал гастролировать по США с кавер-версиями российских хитов 2000-х, пишут СМИ.

Американский эксперт заявил об ужасе на Западе после удара «Орешником»

Западные политические и военные круги охвачены ужасом после удара российской ракеты «Орешник» по военному объекту ВСУ, заявил американский военный эксперт Уилл Шрайвер.

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска

ВСУ нанесли ракетный удар по порту Бердянска, атакой не причинено серьезного ущерба, пострадавших нет, сообщил губернатор Запорожской области Евгений Балицкий.

Военкор Коц опроверг удар по командному пункту в Курской области

Военный корреспондент Александр Коц заявил об отсутствии потерь на командном пункте в Курской области, опровергнув слухи о якобы гибели 500 корейских солдат и руководства группировки «Север».

В ЕК прокомментировали санкции США против Газпромбанка

Европейский союз (ЕС) наблюдает за эффектом от санкций США против Газпромбанка, сообщили в Еврокомиссии (ЕК).

Рогов: СБУ засекретила информацию об ударе ракеты «Орешник» по «Южмашу»

Служба безопасности Украины оцепила «Южмаш» в Днепропетровске после удара ракеты «Орешник», а Запад ошеломлен ее появлением у России, заявил председатель комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета, сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?