Центральный банк Турции вывел из Федеральной резервной системы (ФРС) США свой золотой резерв. Об этом свидетельствует годовой отчет банка, опубликованный на официальном сайте организации. В документе отмечается, что на конец 2016 года золотой запас ЦБ Турции, хранившийся в ФРС США, составлял 28,689 тонны, тогда как на конец 2017-го в соответствующей графе стоит прочерк.
Как сообщает газета Milliyet, свои золотые резервы из-за рубежа вывели и крупнейшие турецкие частные банки. Они откликнулись на призыв Реджепа Тайипа Эрдогана «избавиться от давления курса валют и использовать против доллара золото». По данным источников издания, всего в страну из-за границы вернули 220 тонн золота.
Турция – не первая страна, которая решила забрать у США свои золотые слитки. В ноябре 2014 года вернуть часть своего золота, хранящегося в США, решили Нидерланды. Они попросили 120 тонн драгоценного металла, или 20% от 600 тонн, которые хранились в Федеральном резервном банке Нью-Йорка. До этого голландцы у себя на родине хранили совсем немного своего золота, меньше половины держали в ЦБ Великобритании и Канады. Голландия свое от американцев получила.
За пару лет до этого свое золото из США попыталась вернуть Германия. Она просила 670 тонн, однако получила всего 37 тонн и только спустя год после запроса. ФРС США затягивала процесс, объясняя, что не может все и сразу вернуть из-за неких технических затруднений. В итоге была составлена программа возврата золота законному владельцу – Германии – аж до 2020 года, то есть сроком на восемь лет. Параллельно Германия решила забрать свое золото из Франции, и та отгрузила слитки, между прочим, без всяких проволочек. А вот с США история закончилась неожиданным образом: Берлин отказался от своей затеи, заявив, что вывоз золота оказался слишком затратным делом, да и Германия всецело доверяет Северной Америке.
Этот случай поднял вопрос – а есть ли вообще золото в хранилищах Северной Америки, в частности в Форт-Ноксе? Проверить это невозможно, потому что США никого не пускают в свои подземные хранилища. Они аргументируют это соображениями безопасности. Аудит никто не проводил. «Сколько на самом деле золота у США, никто не знает», – говорит Кирилл Яковенко из «Алор Брокер». Многие считают, что золотых слитков там давно и нет, они могут быть заложены под кредиты, проданы-перепроданы и т. д.
Как так получилось, что в США хранятся не только более 8 тыс. тонн американского золота, но и слитки многих стран Западной Европы? Такая традиция сформировались после Второй мировой войны. Европейские страны восстанавливали свою экономику, на чем неплохо заработали США, практически никак не пострадавшие в этой войне. Единой валюты в Европе тогда не было, и европейские страны постепенно начали формировать свои золотые резервы, под залог которых брали кредиты или совершали торговые сделки с теми же США.
Американцы свой золотой резерв начали собирать еще в эпоху Великой депрессии. «США тогда по факту заставили физических и юридических лиц сдать все имеющееся золото в пользу казны, выплачивая при этом за одну тройскую унцию, то есть в 1,5 меньше ее реальной рыночной стоимости. Поскольку большая часть населения находилась на тот момент за гранью нищеты, США очень быстро стали страной с крупнейшим золотым запасом», – рассказывает Яковенко.
Страны Западной Европы начали скупать золото на американской фондовой бирже, и встал вопрос: а зачем везти купленные слитки фактическому владельцу? «Представьте, золото лежит себе в Форт-Ноксе или Вест-Пойнте, охраняемое одной из сильнейших на тот момент армий мира, и везти его в Европу, а потом еще и хранить – дорого и рискованно. Поэтому золотые запасы большинства европейских стран и оказались с их же согласия в США. Являясь фактическими собственниками, большинство государств Западной Европы в глаза своего золота не видели», – говорит Яковенко. «Во многом нынешний статус доллара как резервной валюты и главной валюты мировой торговли обязан процессу аккумулирования золота на территории США», – говорит вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский.
Почему же США так скрытничают? И что будет, если правда о золоте в американских хранилищах раскроется?
«Было бы наивно полагать, что золото развитых стран просто хранится в ФРС США. Оно наверняка использовалось как средство обеспечения по другим обязательствам, участвовало в денежном обороте. И поэтому,
когда сейчас Турция или Германия требуют вернуть те самые слитки – «тех самых» слитков, скорее всего, уже и нет в наличии.
В лучшем случае они переплавлены под американский стандарт, а в худшем – переданы частным банкам, и оттуда уже не могут быть истребованы», – считает генеральный директор ИК «Харитонов Капитал» Максим Харитонов. По его мнению, если рынок получит полную информацию о наличии или отсутствии золота в ФРС США, то цена золота может взлететь, а обязательства ФРС перед Турцией, Германией и другими странами – резко вырасти. А это приведет к глобальному кризису.
«Другое дело, что возможность требовать золото у ФРС – это не только бухгалтерский вопрос, но и политический. А США уже доказали свою способность оказывать давление на экономики стран-партнеров с помощью экономических санкций. Поэтому возможности Турции давить на ФРС очень ограниченны», – говорит Харитонов.
«Проблема еще и в том, что цена золота измеряется в основном в долларах, курс которых тоже подвержен манипуляциям со стороны все той же ФРС, поэтому взаимная игра с требованиями и утаиванием реальной информации о хранящемся золоте может продолжаться еще четыре–восемь лет», – считает Харитонов.
Что же двигает Турцией теперь, когда она решила забрать свои слитки у США? Есть ли в этом экономический смысл?
«Отношения Турции с США давно обострились. На территории США проживает главный турецкий оппозиционер Гюлен, выдачу которого турки требуют уже много лет. Его обвиняют в попытке госпереворота», – говорит Алексей Вязовский.
Серьезные разногласия отмечаются у Турции с США и по Сирии. «Это определенное дипломатическое послание со стороны Турции в адрес администрации Белого дома по поводу противоречий по Сирии и поддержки курдов, которых Турция считает прямой угрозой своей национальной безопасности. Турки тем самым призывают уважать свою политическую позицию», – говорит руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников, которого цитирует RT.
«Власти Турции справедливо задумываются о том, что будет с их золотом, если все дойдет до точки кипения. Оно может быть арестовано, заблокировано и т. д. Поэтому рационально просить его вернуть, пока его еще можно вернуть»,
– считает Вязовский.
На мировой рынок золота в целом это решение Турции влияние вряд ли окажет. А вот поддержать турецкую валюту вполне в силах. «Когда есть гарант в виде золотого запаса – это помогает успокоить население», – говорит Масленников.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил последовать примеру Турции и вывести золотые запасы России из США. На самом деле Россия не хранит золото в США. Жириновский, судя по всему, имел в виду облигации госдолга США, в которых Россия держит около 100 млрд долларов, а также российские инвестиции в американскую экономику, оцениваемые в 400 млрд долларов.
«Недавно Россия поставила рекорд – у нас уже больше 1800 тонн золота в хранилище. В основном это все золото, добытое в России. В год добываем примерно 300 тонн, и две трети скупает ЦБ в резервы. Это правильная позиция. Те же казначейские облигации, которые тоже у нас в резервах есть, могут быть арестованы или заблокированы. Когда говорят, что это самые надежные бумаги, все забывают про Иран, которому все заблокировали. А золото наше, которое служит деньгами человечеству пять тысяч лет, никто не заблокирует, потому что оно в наших хранилищах», – заключает Алексей Вязовский.
Собственно, золото по-прежнему является тихой гаванью для инвесторов в периоды экономического или политического беспокойства. С начала 2018 года стоимость грамма золота (995-я проба) в рублях выросла на 300 рублей – до 2600–2700 рублей за грамм. В долларах цена тоже растет.