Госдепартамент США проинформировал Конгресс о результатах действия антироссийских санкций. Внешнеполитическое ведомство США утверждает, что оно якобы вынудило иностранные государства отказаться от покупки российского вооружения на «несколько миллиардов долларов». «С момента принятия законодательства CAATSA, по нашим оценкам, иностранные правительства отказались от запланированных или объявленных закупок на несколько миллиардов долларов в российской оборонной промышленности», – заявили в Госдепе. Закон «О противодействии противникам Америки путем санкций» (CAATSA) был принят в США в июле 2017 года.
«С учетом длительного времени, связанного с крупными военными сделками, результаты этих усилий только начинают быть осязаемыми», – говорится в сообщении внешнеполитического ведомства США.
По сути, Соединенные Штаты официально признаются, что путем шантажа и давления пытаются вынудить торговых контрагентов России отказаться от взаимодействия с Москвой. И речь идет, по сути, о единственном рынке, где США и Россия конкурируют напрямую – мировом рынке вооружений.
Но действительно ли иностранные государства под давлением США стали отказываться от закупки российского вооружения? Госдеп утверждает, что некоторые сделки уже были объявлены, но потом покупатели от них отказались. Если посмотреть внимательно, похоже, США явно поспешили с таким заявлением.
«Наши официальные лица, которые имеют отношение к ВТС, признают, что стало сложнее, но чтобы это приводило к отказу – такого не было», – утверждает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.
«Пока никто не аннулировал контракты, нет никаких отказов»,
– согласен и главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. «Наоборот, весьма активно идут переговоры. Турция подтвердила контракт по С-400, с Индией идут переговоры по целому ряду позиций. Мьянма заявила о покупке Су-30», – добавляет он.
Сенатор Виктор Озеров также уверен, что санкции США против российского ОПК не повлияют на планы России поставить С-400 Турции, Саудовской Аравии и Китаю, поставить Су-35 Китаю и Т-90 – Ираку и Вьетнаму. «Безусловно, нельзя исключать вероятности того, что в случае введения этих санкций какие-либо государства могут разорвать эти контракты, ссылаясь на форс-мажор. Но не думаю, что будут страны, желающие «взять под козырек» и отказаться от планов по укреплению своей безопасности», – передает РИА «Новости» слова Озерова.
Особое недовольство США вызвал интерес Турции к покупке зенитно-ракетного комплекса С-400 «Триумф» (на 2,5 млрд долларов). Ведь это первая страна НАТО, которая купила новейшую российскую систему противовоздушной обороны (поставки ожидаются с 2020 года).
Госдеп ругал Россию и за решение продать Мьянме шесть истребителей Су-30, которые якобы могут использоваться в боевых операциях против повстанцев-рохинджа. Хотя эти самолеты мало подходят для атаки на партизанские отряды – в отличие от самолетов американского производства F-16, которые, кстати, американцы продали Мьянме.
«Эффективность санкционной политики США будет проверена по итогам 2018 года. Если страна уважает свой суверенитет и стремится укрепить свою оборону, то она в любом случае будет продолжать покупать российское оружие. Если не заботится об этом, то откажется. Стратегически ничего фатального не произойдет: кто у нас закупал оружие, тот по-прежнему будут его покупать. Страны НАТО у нас и так ничего не покупают», – считает Коротченко.
По его мнению, здесь главный вопрос скорее не в санкциях США, а в том, каким образом осуществлять взаиморасчеты и платежи с российскими партнерами. «Все банки-корреспонденты находятся в США, и, соответственно, любой платеж может быть арестован или отменен при прохождении, например, платежа за российское оружие. По взаиморасчетам, думаю, будет найдено решение, чтобы американцы не могли влезть», – говорит военный эксперт.
Зачем же США делают подобные заявления?
«Их задача – создать образ России как токсичного партнера, чтобы желающий иметь дело с ней крепко задумался о рисках, которые это сотрудничество может ему принести», – объясняет Фролов.
Торговля оружием – особый бизнес, и часто переговоры идут в глубочайшей секретности. О подготовке далеко не всех сделок становится известно широкой общественности. Поэтому если и были срывы по каким-то потенциальным контрактам, то об этом может быть просто не известно в публичной сфере – но специалисты вполне могут сделать соответствующие выводы.
Впрочем, об одной сорвавшейся сделке все же есть информация. В ноябре 2017 года Афганистан заявил, что ему больше не нужны российские вертолеты, так как афганские военные решили перейти на вертолеты производства стран НАТО. Хотя позже советник афганского президента по нацбезопасности Мохаммад Атмар заявил, что Кабул не намерен полностью отказываться от российских вертолетов Ми-17, так как Афганистану нужна и российская, и американская военная техника.
«Со стороны США было предпринято беспрецедентное давление на власти Афганистана, с тем чтобы их заставить принять такое решение», – объяснял в декабре помощник президента России по вопросам ВТС Владимир Кожин. По его словам, американцы сделали это только для того, чтобы предложить взамен собственные вертолеты для афганского рынка. Хотя вертолеты «Ми» для Афганистана являются номером один по критерии надежности, качества, ремонтопригодности, и не так просто летчика, который обучен летать на «Ми», пересадить на другие вертолеты. Однако США не чураются использовать любые нерыночные методы продвижения собственного вооружения в третьих странах.
И все же пока речи о снижении экспорта вооружений из России не идет. Данных за 2017 год еще нет, однако падения объемов экспорта по сравнению с 2016 годом, когда Россия экспортировала на 15,3 млрд долларов, не ожидается. Более того, военные успехи России в Сирии, где были проверены и испытаны в боевых условиях более 200 образцов вооружений и военной техники, серьезно подстегнули спрос на российское оружие. Например, на самолеты Су-34 наблюдается настоящий бум заказов. Все это также противоречит заявлениям Госдепа.
«В 2017-м был рост по контрактации, а по поставкам объем экспорта вооружения из России был на уровне 2016 года. Судя по всему, в 2018 году сохраним этот объем. У нас партнеров – порядка 70 стран, и понятно, что всех американцы не выбьют», – говорит Фролов.
Коротченко считает, что России в этом году главное зафиксировать объем экспорта на цифрах последних лет – это порядка 14–15 млрд долларов. «Нам важно удержать эту планку в 2018 году, в том числе в условиях такой недобросовестной конкуренции со стороны американцев. Потому что то, что они делают в отношении российского оборонного комплекса, – это не только политика, это одновременно и недобросовестная конкуренция. На оружейном рынке они проигрывают нам по целому ряду стран, регионов и сегментов оружия. Поэтому эти санкции также являются поддержкой американского военно-промышленного комплекса», – говорит Коротченко.
Экспортные позиции России на мировом рынке вооружений сильны, она уже давно удерживает второе место в мире после США. Американцы занимают 33% мирового рынка вооружений и военной техники, Россия – 23%, а на третьем месте – Китай с большим отставанием (6,2%). Рособоронэкспорт обеспечен заказами на несколько лет вперед.
Буквально недавно глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев рассказал, что возможными претендентами на покупку С-400 являются также Сирия, Ирак, Судан и Египет. По его словам, это те страны, которые чувствуют угрозу безопасности со стороны террористов и стран НАТО. По его мнению, многие страны Ближнего Востока и Северной Африки постараются приобрести «эти суперсовременные ПВО».