Американская Westinghouse заключила новое соглашение с украинским госпредприятием «Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом», в рамках которого продлевается поставка американского ядерного топлива Украине до 2025 года, сообщает пресс-служба Энергоатома.
Производство и сборка ядерного топлива будут осуществляться на предприятии Westinghouse в шведском городе Вестерос, где существуют технологические линии исключительно для производства топлива для реакторов советского типа ВВЭР-1000. «Этим соглашением предусматривается поставка ядерного топлива для обеспечения семи из 15 украинских атомных энергоблоков в течение 2021–2025 гг., что означает расширение и продолжение действия текущего договора на шесть энергоблоков, срок действия которого заканчивается в 2020 году», – говорится в сообщении.
Westinghouse поставляет для Украины ядерное топливо с 2005 года. Тогда первые шесть сборок были загружены в третий энергоблок Южно-Украинской АЭС. С тех пор американское топливо загрузили лишь в три из 15 реакторов. Больше 10 лет потребовалось американцам, чтобы суметь сделать подходящее и безопасное топливо для советских реакторов. Первые попытки были неудачны и приводили к авариям на украинских АЭС.
По данным Украины, на октябрь 2016 года доля американского топлива на украинских АЭС составляла около 15%, недавно Петр Порошенко заявил, что планирует довести ее до 55%. Использовать топливо Westinghouse планируется еще на двух блоках Запорожской АЭС, а также на Ровенской АЭС.
Периодически Украина говорит о полном освобождении от российского ядерного топлива, но вряд ли стоит этому верить. «Речи о полном переходе с российского на американское топливо нет даже в планах самых «упоротых» адептов Westinghouse», – говорит Алексей Анпилогов, много лет проработавший в украинской атомной энергетике, а ныне – руководитель фонда исторических исследований «Основание». Речь о заполнении американским топливом только семи из 15 энергоблоков. «Это возможно к 2021 году. Сейчас на американском топливе работает три–четыре энергоблока, за два–три года могут перевести еще три энергоблока», – не исключает эксперт.
Однако выигрывает ли от этого Украина, снизит ли свою зависимость от российских поставок? Ничуть. «Секрет Полишинеля – почти весь уран, который используется в твэлах Westinghouse, имеет импортное происхождение. Сами США не добывают значимые объемы урана на своей территории (закрывают менее 10% баланса). А вот главными поставщиками урана, который потом использует Westinghouse, являются Россия и Казахстан. Поэтому уход от российского урана будет лишь на бумаге», – отмечает собеседник.
Но главное, что причина частичного перехода украинских энергоблоков АЭС на американское топливо чисто политическая. Никаких экономических преференций украинский Энергоатом не получил.
«Можно поздравить американскую Westinghouse с тем, что она вошла на пока емкий украинский рынок поставок ядерного топлива. И с тем, что она получила неоценимую испытательную площадку, на которой довела до более-менее нормального состояния свое топливо. Как следствие, возможно, американский поставщик постарается вернуться к идее захода на рынок Восточной Европы, где есть масса таких же блоков, но откуда их в свое время погнали поганой метлой. Вспомним аварию на чешской АЭС Темелене, когда пришлось доставать топливо с нарушенной геометрией», – говорит Анпилогов.
Украина же с экономической точки зрения от замены российского топлива на американское ничего не выигрывает. «Американское ядерное топливо тоже стоит денег. Это игра краплеными картами: российское топливо обвиняют в мифической дороговизне, хотя цена выше американской исключительно потому, что Россия берет на себя обязательства по конечной утилизации топлива, а Westinghouse принципиально не берет на себя таких обязательств. И если вопрос утилизации отработанного российского ядерного топлива решен, то стоимость цикла использования американского топлива от изготовления до захоронения и утилизации не просчитана», – говорит эксперт. Россия, конечно, утилизировать американское ядерное топливо не собирается.
В украинской прессе уверяли, что вопрос решит строительство в районе отчуждения Чернобыльской АЭС централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива – ЦХОЯТ. Сделать это должна американская компания Holtec International. «Но надо сказать правду, это не утилизация топлива, а лишь временное хранение. Вопрос полной стоимости американского топлива взваливается на потомков, которые через 50 или 100 лет должны будут достать твэлы из временного хранилища и принять решение о полной утилизации», – объясняет Анпилогов.
Но самое главное, что из-за перехода на американское топливо, не предназначенное для советских реакторов, Украина играет с огнем.
«И руководство украинского Энергоатома, и украинские политики, и даже надзорные украинские органы пошли на сделку с совестью», – считает собеседник. Потому что они в значительной мере упростили процедуру сертификации американского топлива, а также отказались от массы обязательных процедур, необходимых для полноценной инженерной и технологической оценки как сильных, так и слабых сторон этого топлива. В результате часть российских производителей оборудования и программного обеспечения сняли гарантии на свои части украинских атомных энергоблоков, в которые загружено американское топливо.
«Я считаю, что позиция РФ абсолютно правильная, потому что сертификация придумана не Россией, а принята в отрасли. И действия украинской стороны вызвали обоснованное возмущение со стороны МАГАТЭ. Поэтому теперь любые финансовые потери надо будет относить на алчность Westinghouse и головотяпство менеджеров украинского Энергоатома, которые не провели полную процедуру сертификации», – рассказывает Анпилогов.
Ко всему прочему, Украина ввязалась еще в одну авантюру – решила увеличить мощности своих атомных станций. В целом это нормальная практика, например Финляндия так делала в отношении советских реакторов ВВЭР. Все дело в подходе. «Украина проводила программу увеличения мощности без согласования с производителями оригинального оборудования, в первую очередь российскими. Та же Финляндия проводила полный объем технических согласований, натурных испытаний и т. д.», – объясняет Анпилогов.
В итоге Украина поставила себя под обоснованную критику МАГАТЭ, которая является независимой надзорной организацией за безопасностью атомной энергетики.
«И, что греха таить, все эти начинания (перевод на американское топливо и повышение мощностей) Украина провела успешно исключительно за счет тех советских запасов по надежности и безопасности, которые были заложены в конструкцию реакторов»,
– уверен собеседник.
Еще один неприятный момент для Украины – старение атомных энергоблоков, построенных в советское время. Срок их службы составляет обычно 30–40 лет, то есть заканчивается как раз после 2025 года. «Большая часть энергоблоков, на которых сейчас проводятся такие смелые эксперименты, эксплуатируются за пределами своего заводского гарантийного срока. В мировой практике это нормальная ситуация, но обычно к этому моменту блок уже оставляют в покое, просто дают доработать оставшиеся 10–15 лет сверх гарантийного срока. А на Украине позиция авантюрная», – говорит Анпилогов. Уже сегодня Украине стоит начинать думать о строительстве новых энергоблоков, и на такое строительство уходит в среднем 10 лет. Но ничего подобного в украинской атомной отрасли не происходит.
«В ближайшее время рисков для безопасности, возможно, не возникнет, но среднесрочные и долгосрочные риски сохраняются. Скорее речь о происшествиях и авариях, которые начнут происходить позже, когда выяснятся неприятные моменты, связанные с долгосрочной надежностью и старением энергоблоков», – заключает собеседник.
«Украина для американцев сегодня становится удобным плацдармом для отработки собственных технологий и для хорошего заработка. И если не ставить безопасность на первое место, то это может привести к трагичным ситуациям», – согласен первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.