С 1 сентября 2016 года на Украине уже четвертый раз за год повышаются тарифы на электроэнергию для населения. Она подорожает на 25–30% в зависимости от уровня потребления.
Что значит установить высокие тарифы? Можно быстро и много собрать денег, быстренько их разворовать и молниеносно убежать
Установлены следующие тарифы: до 100 кВт/ч – 0,714 грн (было 0,57 грн), от 100 до 600 кВт/ч – 1,29 грн (было 0,99 грн), более 600 кВт/ч – 1,638 грн (было 1,56 грн). Тариф для многодетных, приемных семей и детских домов семейного типа независимо от объемов потребления электроэнергии составил 71,4 грн.
Стоимость коммунальных услуг повышается с такой частотой, что порой население страны не успевает отслеживать, какие услуги и насколько подорожали, чтобы, например, вовремя сэкономить или заплатить наперед по еще старым тарифам, отмечает экономист «Украинского выбора» Александр Колтунович.
Например, с 1 августа подорожали услуги на горячее водоснабжение в домах, где осталась централизованная подача горячей воды. Это вызвало рост стоимости услуг ЖКХ уже почти на 100 гривен, указывает Колтунович. «В августе всем пришли квитанции за июль, в которых куб горячей воды стоит в пределах 80 гривен, что более чем в два раза выше, нежели месяцем ранее», – говорит он.
Экономист рассчитал, сколько придется отдавать за коммуналку летом и зимой с учетом новых тарифов. Так, за однокомнатную квартиру летом придется платить 954 грн (2400 рублей) в месяц, зимой – 2600 грн (6500 рублей). За двухкомнатную летом – 1675 грн (4200 рублей), зимой – 4313 грн (10 800 рублей), за трехкомнатную летом – 2645 грн (6600 рублей), зимой – 5942 грн (14 900 рублей). Разница между летними и зимними платежками более чем в два раза.
Но главное, что в сравнении с теми зарплатами, которые получают обычные украинцы, остается только сопереживать тому, каким грузом нависают на них приходящие ежемесячно квитанции. Напомним, что средняя зарплата в стране весной этого года, по заявлению властей, составляла 4865 грн. То есть это сумма, которая едва покрывает коммунальные расходы на двухкомнатную квартиру.
«Учитывая уровень платежеспособности населения с минимальной пенсией в 1130 грн, минимальной зарплатой в 1450 грн без налогообложения и средней в 4920 грн, даже с субсидиями и льготами осилить новые тарифы смогут далеко не все. В этих условиях население страны рискует подвергнуться в лучшем случае отключению предоставляемых услуг или даже выселению из собственного жилья. Если власть Украины приняла решение о многократном поднятии тарифов до уровня европейских стран, ей следовало сначала привести доходы населения к уровню европейских», – возмущается Колтунович.
Украинцы справедливо считают повышение тарифа на электроэнергию необоснованным: каждый раз повышение тарифов на коммунальные услуги сильно бьет по их карманам, передает УНН.
«Оплачивать смогу, но вопрос в другом: сколько будет уходить на оплату тарифов и сколько останется. Сумма, которую я получаю на работе, небольшая, и с каждым разом, когда нам поднимают тарифы, лично у меня остается все меньше денег на себя и на семью», – говорит житель Киева Дмитрий. Ровно такой же вопрос не дает покоя и киевлянину Борису: «Мне как человеку, который мало зарабатывает, подорожание оплаты за свет сильно отразится на бюджете. Я-то оплачу счет за коммунальные услуги, но останется ли мне на жизнь – вопрос».
Как могут, например, расплатиться за однокомнатную квартиру медики и почтальоны, у которых зарплаты 3000 и 2700 грн? Если летом за коммуналку им придется отдать треть своего заработка, то зимой – почти всю зарплату: у медицинского работника останется на жизнь всего 600 грн (1500 рублей), а у почтальона – смешные 100 грн (250 рублей).
Чуть лучше ситуация обстоит в украинской столице, где размер средней зарплаты составляет около 7900 грн (19 800 рублей). Только киевляне, судя по всему, могут себе позволить жить в трехкомнатной квартире, правда, зимой сухой остаток после коммуналки тоже не сильно обрадует – порядка 1900 грн (4800 рублей). Жителям Тернопольской области, где средняя зарплата самая маленькая по стране – 3260 грн, коммуналка в целом не по зубам.
Правительство Украины могло бы уже и прекратить экспериментировать таким образом над своим населением. Однако опыты будут продолжены. Только тарифы на свет подняли за последние два года четыре раза, и в марте 2017 года украинцев ждет пятое повышение.
Власти Украины объясняют, что свет должен подорожать в рамках их борьбы с перекрестным субсидированием населения другими потребителями, промышленным. В этом, конечно, есть доля справедливости.
Однако Киев забывает о том, кто запустил маховик резкого и постоянного роста коммунальных услуг. Глава Украинского аналитического центра Александр Охрименко напоминает, что в свое время МВФ указал в меморандуме для украинского правительства, что причина низких заработных плат на Украине в том, что в стране дотируются тарифы ЖКХ. Логика такова: раз промышленность и другие потребители платят больше, в том числе и за население в рамках перекрестного субсидирования, то они и не могут больше платить своим сотрудникам. МВФ рекомендовал Киеву прекратить дотацию, что автоматически вылилось в рост тарифов, но почему-то не в увеличение зарплат.
«Умный человек эту рекомендацию послушал бы и выбросил, но наши эксперты во власти почему-то считают, что МВФ очень умный. В результате таких действий украинское правительство совершило ошибку. Сейчас за эту ошибку украинцы и расплачиваются. Самое главное, что ничего уже исправить нельзя. Все рухнуло окончательно. Что делают украинцы? Просто не платят за услуги ЖКХ», – пояснил Охрименко, передает украинское агентство ФАН.
Неудивительно, что долги населения за ЖКУ на Украине растут как на дрожжах. Задолженность уже достигла более 2 млрд грн – и легко может дойти до 20 млрд грн, считает украинский экономист.
«В 2017 году на Украине тарифы на ЖКХ будут как в Европе. Еще нескольких повышений стоит ждать. В стране никто не понимает, почему тарифы как в Европе, а заработная плата – нет. Все сходятся во мнении, что правительство, которое сейчас работает в Киеве, сидит на чемоданах. Что значит установить высокие тарифы? Можно быстро и много собрать денег, быстренько их разворовать и молниеносно убежать. Никто в правительстве не планирует долго сидеть», – резюмирует Александр Охрименко.