Экономика

14 июля 2016, 21:25

Порошенко преувеличивает транзитные возможности Украины

Фото: Соловьев/РИА «Новости»

Новые планы по счастливому будущему транзита товаров через Украину объявлены властями страны. Петр Порошенко даже верит в успех многострадального нефтепровода Одесса – Броды, а министерство инфраструктуры рассчитывает на создание целого «транспортного хаба». Даже самый поверхностный анализ показывает утопичность этих прожектов.

Министерство инфраструктуры Украины заявило, что Украина готова стать хабом для транзита грузов из стран Персидского залива, Азии и Китая в страны Скандинавии и Балтии, компенсировав тем самым потери от разрыва торговых связей с Россией. А президент Украины Петр Порошенко объявил о возобновлении многострадального проекта нефтепровода Одесса – Броды.

Украине нужны деньги почти во всех сферах деятельности, и трудно представить, что среди полной необустроенности в стране вдруг раскинутся современные портовые хабы

Все эти проекты на практике ждет та же незавидная судьба, что и недавний широко разрекламированный проект по созданию так называемого Нового Шелкового пути в обход России по Транскаспийскому транспортному коридору. Пробный грузовой поезд, отправленный Украиной по этому пути, показал, что маршрут является экономически неоправданным. Практически все, что обещал Киев в рамках нового маршрута, не выдержало столкновения с реальным положением дел.

Сказки о транзитном хабе

«Украина, чьи торговые связи с Россией были разорваны из-за вооруженного конфликта в восточных регионах, будет пытаться компенсировать эту потерю, став транзитным хабом для поставок из стран Персидского залива, Азии, Китая в скандинавские страны и страны Балтии», – говорится в сообщении на сайте министерства инфраструктуры Украины.

Киев ведет переговоры с несколькими международными компаниями с целью найти инвесторов для модернизации черноморских портов, железной дороги и речного транспорта, заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян в интервью агентству Bloomberg. «Я хотел бы привести переговоры с China Shipping и портом Дубай к успешному завершению», – сказал Омелян, добавив, что администрация порта Дубай рассматривает возможность инвестиций в Одесский порт. China Shipping – это китайская судоходная компания, состоящая из пяти специализированных коммерческих флотов, действующих на разных континентах.

«Мы начали обсуждать предыдущие возможности с Hutchison Port Holdings Ltd. Существует четкое понимание того, что логистика в портах Украины не отвечает современным требованиям. Многие из портов должны быть перестроены», – говорит министр. Hutchison Port Holdings – это крупнейший портовый оператор в мире, который обрабатывает 13% всех контейнерных перевозок. В частности, компания обслуживает контейнерные перевозки через Панамский канал, представлена в портах Гонконга, Джакарты, Сиднея, Лондона, Буэнос-Айреса и других.

Омелян уверяет, что инвесторы из Азии, Европы и США находятся в контакте с ведомством и заинтересованы в использовании украинской портовой инфраструктуры, приватизации и концессиях.

С географической точки зрения такая идея имеет право на существование. Однако доступ к черноморской акватории вовсе не означает, что такой маршрут будет экономически целесообразным.

Создание хаба потребует много времени и средств. «Чтобы создать хаб, надо вложить миллиарды евро в переоснащение и развитие черноморских портов, создать необходимый для транспортировки грузовой флот, вложить средства в развитие дорожной и железнодорожной инфраструктуры. Понятно, что собственных средств в Киеве сейчас на это нет, а привлечение иностранного капитала возможно только в условиях снятия политической напряженности и конкретных результатов в сфере борьбы с коррупцией. Пока же Украина с большим трудом привлекает даже средства МВФ», – говорит Дмитрий Лукашов из IFC Markets.

Речь идет не просто о ремонте, необходимо будет полностью реконструировать существующие порты, подъездные дороги и построить новые дорогостоящие инфраструктурные объекты. Министр инфраструктуры Украины сам недавно сказал, степень изношенности морских портов и железнодорожной инфраструктуры страны составляет 90–95%. Украине, по его словам, нужно делать не шаг, а прыжок, чтобы выйти из того состояния, в котором она застыла уже на протяжении 20 лет.

«Украине нужны деньги почти во всех сферах деятельности, и трудно представить, что среди полной необустроенности в стране вдруг раскинутся современные портовые хабы», – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Главное, что найти реальных инвесторов в эти рискованные проекты сейчас вряд ли получится. Пока на востоке Украины тлеет вооруженный конфликт, в мире вряд ли найдутся инвесторы, готовые вкладывать серьезные средства в логистику в стране, уверен Кирилл Яковенко из ИК «Алор Брокер».

Заинтересованность инвесторов, о которой говорит Киев, еще не означает реальных договоров и вложений. Андриевский вспоминает, как год назад тогдашний министр инфраструктуры страны Андрей Пивоварский тоже уверял, что к ним стоит целая очередь из инвесторов, готовых вложить в портовую и терминальную инфраструктуру Украины более миллиарда долларов. Однако в порты по-прежнему никто не вложил ни копейки, а сам Пивоварский проходит по уголовному делу по фактам незаконного обогащения.

Кроме того, на данный момент в данном регионе уже слишком много альтернативных маршрутов, которые вполне устраивают перевозчиков.

«Например, из региона Персидского залива грузы можно доставлять в Азербайджан, а затем в Грузию по железной дороге, далее из портов Батуми и Поти в порты Болгарии и Румынии, а затем – в страны Европы. Этот проект лоббирует Иран, и к нему будет больше доверия инвесторов, чем к украинскому», – считает Яковенко.

#{ussr}«Устоявшийся маршрут проходит через Россию и Белоруссию, и он многих устраивает. В 2015 году экспортные перевозки грузов из Белоруссии в Латвию и ее порты выросли на 59,9%», – отмечает Андриевский.

Возрождение нефтепровода Одесса Броды

Объявлено также о планах возрождения еще одного важнейшего для Украины инфраструктурного транспортного проекта. Президент Порошенко во время своего визита в Баку заявил, что договорился с Азербайджаном о восстановлении проекта нефтепровода Одесса – Броды. Чуть ранее Киев уже заявил о том, что хочет получать азербайджанскую нефть для украинских НПЗ и транспортировать ее в Европу.

Этот нефтепровод мощностью 14,5 млн тонн нефти в год был построен еще в 2001 году для поставок каспийской нефти в Центральную Европу в обход России и турецких проливов. Однако дальше в Польшу – на Плоцк и Гданьск – трубу так и не достроили. Часть нефти должна была оседать и на украинских НПЗ. Однако нефти в Каспийском регионе для транзита через Украину не оказалось, и труба оказалась никому не нужна.

Для возобновления этого проекта нужны не только инвесторы, но и сама нефть. Ирония в том, что эта труба, предназначенная для транспортировки нефти в обход России, работала лишь некоторое время только благодаря все той же России. Именно российскую нефть по нему качали в режиме реверса из города Броды во Львовской области, где есть стыковка с нефтепроводом «Дружба», в Одессу. Больше желающих качать нефть по украинской трубе так и не нашлось, и большую часть времени она просто простаивала.

Показательна история, как в 2011 году Киев все же решил запустить трубопровод Одесса – Броды в нормальном режиме, но из-за отсутствия стабильной загрузки все это закончилось лишь убытками в 400 млн грн. Укртранснафта должна была обеспечить прокачку части экспериментальной партии нефти, закупленной у Азербайджана, для НПЗ в Чехии. Однако поставку провалила. Официальной причиной послужила позиция Словакии. В итоге нефть была переработана на территории Украины с убытком и частично на НПЗ «Мозырь» в Белоруссии.

В 2014 году, отказавшись от российской нефти, Киев с новой силой стал уговаривать Польшу достроить-таки трубу на польскую территорию. Однако Варшава прямо сказала, что это невозможно из-за отсутствия гарантий выгодности проекта и нестабильной ситуации на Украине. Собственно, с тех пор положение мало в чем изменилось, разве что ситуация на Украине по всем фронтам стала еще хуже.

При этом добыча нефти в Азербайджане снижается, с другой стороны – падает переработка нефти как на украинских, так и на европейских НПЗ. Объем нефтепереработки на Украине в 2015 году упал на 82,3%, и страна использует только 14% нефтепроводов. Стабильно работает только вторая очередь магистрального нефтепровода Мозырь – Броды – Госграница, которая входит в состав магистрального нефтепровода «Дружба».

«В том числе из-за политических обстоятельств Украине перестают доверять. С точки зрения транзитного контрагента это непонятный участник. Поэтому переговоры о новых проектах по прокачке той же азербайджанской нефти в Европу не больше чем слова», – говорит замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

По его словам, Порошенко в попытке возродить трубопровод закрывает глаза на реальные экономические проблемы страны. «Надо менять управление страной, – обращает внимание Пасечник. – Пока не изменится власть в Киеве, которая потворствует разрушению экономики страны и загоняет ее в тупик, пока не возобновится кооперация с Россией, Украина не выйдет из этого плачевного состояния».

Текст: Ольга Самофалова

Вам может быть интересно

ВСУ покинули позиции вблизи Архангельского под Авдеевкой
Темы дня

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Финский Fortum захотел отсудить у России миллиарды евро

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

Рогов: Освобождение Работино означает полное обнуление украинского «контрнаступа»

Российский флаг, поднятый над Работино, имеет очень важное символическое значение. Во время контрнаступления украинская пропаганда выставляла взятие этого села важным достижением. Теперь же можно говорить о полном обнулении этих якобы успехов, сказал газете ВЗГЛЯД лидер движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов. Ранее над северными окраинами Работино был поднят флаг России.

Авиаэксперт усомнился в естественной смерти второго разоблачителя Boeing

Если следственные органы США захотят разобраться в этом деле, то все ответы найдут. Если не захотят, значит не найдут, – сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, комментируя внезапную смерть второго разоблачителя Boeing.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

В Совфеде осудили заявление Латвии о разрешении Украине наносить удары по России

Рига пытается усилить свои позиции в преддверии выборов в Европарламент. Именно с этим связано заявление главы МИД Латвии о разрешении Киеву наносить удары по России, считает сенатор Андрей Климов. По его мнению, Москве стоит дать правовую оценку действиям западных политиков, которые передают Украине оружие и согласовывают атаки на РФ.

В Москве отрепетировали авиационную часть парада Победы

В столице состоялась репетиция авиационной части парада Победы, в ней участвовали самолеты оперативно-тактической авиации.

Мэр Тбилиси заявил о попытке хозяев оппозиции «повторить киевские спектакли» в столице Грузии

Радикальная оппозиция и их хозяева стараются устроить в Грузии события по типу Майдана, заявил генсек правящей «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Продажи «Автоваза» взлетели на 65%

«Автоваз» продемонстрировал резкий рост продаж в апреле 2024 года, увеличив их на 64,8% по сравнению с апрелем 2023 года. Этот результат стал новым абсолютным максимумом компании с 2012 года, а общее число проданных автомобилей достигло 45,5 тыс. единиц.

Утвержден третий этап развития БАМа и Транссиба до 2035 года

Российское правительство одобрило запуск третьего этапа инвестиционного проекта по модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог до 2035 года, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами.

Рар: Выставка трофеев на Поклонной горе наносит Западу идеологический удар

На выставке представлено свыше 30 образцов западной военной техники. США и ЕС не нравится, что их вооружение показывается в таком виде. Кроме того, это препятствует формированию выгодного для Запада образа конфликта на Украине, сказал газете ВЗГЛЯД германский политолог Александр Рар. Ранее представителям западных дипведомств разрешили проходить на выставку трофейной техники ВСУ вне очереди.

Российские войска освободили Бердычи в ДНР

Российские военные взяли под контроль село Бердычи в Донецкой народной республике, сообщило Минобороны.

Макрон не исключил отправки французских войск на Украину

Французский президент Эмманюэль Макрон журналу The Economist в очередной раз заявил, что не исключает отправку военнослужащих на Украину.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?