Украинский бюджет потратил 63,7 млрд гривен (почти 5 миллиардов долларов) на проведение спецоперации в 2014 году на Юго-Востоке страны. Об этом в среду сообщила уполномоченный президента Украины по мирному урегулированию ситуации в Донецкой и Луганской областях Ирина Геращенко.
Объявленные затраты 420 млн в день – это фактически разрыв экономической аорты. Это деньги, которые вылетают в воздух, учитывая результат операции, от которой не получено ровным счетом ничего
Так, из общего фонда бюджета было потрачено 40,5 млрд гривен (3 млрд долларов), из резервного фонда – 18,3 млрд гривен (1,5 млрд долларов), из специального фонда – 4,9 млрд гривен (384 млн долларов). Благотворители перечислили на армию почти 155 млн гривен (почти 12 млн долларов) по информации Госказначейства, отметила Геращенко.
Это затраты всех силовых структур и госорганов, привлеченных к проведению АТО в 2014 году.
Таким образом, с 14 апреля по 5 сентября 2014 года (когда официально было объявлено перемирие) один день войны в среднем обходился бюджету Украины в 419 млн гривен (война длилась 152 дня). Интересно, что раньше бюджетные расходы на военную операцию официально оценивались в разы меньше. Так, 22 июля глава украинского минфина Александр Шлапак заявил, что месяц работы АТО обходится госбюджету страны в более чем 1,5 млрд гривен, то есть один день войны стоил всего 50 млн гривен. Спустя всего полтора месяца день войны, как оказалось, стал стоить более чем в восемь раз дороже.
То ли довольствие у украинских военных выросло (о чем не сообщалось), то ли танков или вертолетов в августе накупили больше, то ли киевские власти решили не занижать расходы на АТО. Между тем у премьер-министра Украины Арсения Яценюка по-прежнему своя, более низкая, цена войны. В среду он заявил на заседании правительства, что каждый день войны стоит Украине только 80 млн грн.
В июле военный эксперт Владислав Шурыгин объяснял низкую оценку расходов на войну именно занижением реальных сумм. «Совершенно очевидно, что Яценюк врал. А сейчас уже озвучена примерно реальная цифра в 5 млрд долларов. Но я думаю, что и это еще не совсем точная сумма. Реально затраты доходят до 8 млрд долларов», – говорит газете ВЗГЛЯД Шурыгин.
По его словам, сначала киевские власти занижали цену войны с целью «убедить население, что нужно потерпеть, потому что мы скоро вот-вот победим», они хотели «представить нации все так, будто Украина может потянуть эту войну». «Сейчас, когда эта цель снята и война заморожена на неопределенный срок, киевским властям нужно как-то объяснять населению, почему все плохо с экономикой. Поэтому теперь можно озвучить почти реальную цену в 420 млн гривен в день», – объясняет Шурыгин.
По предыдущим подсчетам только за месяц расходы Киева на патроны и боеприпасы могли составлять около 300 тыс. долларов, на топливо – 150 тыс. долларов, на питание и зарплаты – 100 тыс. долларов, на транспорт, одежду и экипировку – 70 тыс. долларов. То есть за 152 дня военных действий затраты на войну могли составить более 3 млн долларов или 39 млн гривен.
Согласно официально подтвержденным украинской стороной данным, на 29 августа 2014 года в результате вооруженного конфликта на Востоке страны украинские воздушные силы потеряли сбитыми 10 самолетов (по одному Ан-30, Ан-26, Ил-76, Су-24, два МиГ-29, четыре Су-25), семь вертолетов (три Ми-8 и четыре Ми-24). Еще по одному Су-25 и Ми-8 (последний принадлежал ГСЧС Украины) потерпели катастрофы в ходе конфликта по техническим причинам.
Стоимость только одного вертолета Ми-8 составляет 8 млн долларов, а Ми-24 – 20 млн долларов, то есть потеря всех восьми (по официальной версии) вертолетов стоила Украине 112 млн долларов. Еще десятки миллионов долларов стоила потеря других самолетов. Плюс уничтоженные танки и другая военная техника также на десятки миллионов долларов.
#{ussr}Однако это лишь скромные расходы страны на то, чтобы выплатить невысокую зарплату военным, накормить, напоить и одеть их, а также купить пару лишних танков и самолетов. В целом же страна, охваченная войной в Донбассе, потеряла куда больше. Начиная с разрушенных коммуникаций, энергетики, инфраструктуры, заводов, шахт в зоне боевых действий и заканчивая окончательным развалом экономики страны, которая не в состоянии жить без денежных вливаний извне (пока не потонуть помогает МВФ, который потом свое еще потребует вернуть). Понятно, что потери бесценных людских жизней не поддаются никакому счету.
«Для Украины эти расходы чрезвычайно тяжелы. Украина находится сейчас в таких долгах, которые вот-вот превысят ее совокупный ВВП, – говорит Шурыгин. – Объявленные затраты 420 млн в день – это фактически разрыв экономической аорты. Это деньги, которые вылетают в воздух, учитывая результат операции, от которой не получено ровным счетом ничего».
По его словам, ни одна из целей операции, которые ставились, так называемая АТО не достигла. «Киев не смог установить контроль над мятежными областями, не смог сокрушить, как они говорили, «сепаратистов», не смог взять под контроль границы. Он не смог ничего, кроме того, чтобы убить кучу собственного населения, окончательно оттолкнуть его от себя и загнать ситуацию в полный тупик. И все это по цене 420 млн гривен в день», – резюмирует Шурыгин.
Теперь еще необходимо откуда-то найти средства на восстановление Востока Украины. Накануне Яценюк оценил эти затраты в 8 млрд долларов. Хотя еще два месяца назад кабмин называл ту же цифру в 8 млрд, но только в гривнах, передает УНИАН (курс гривны к доллару достигает 1:14).
Теперь правительство готово создать специальный фонд финансирования восстановительных работ в Донбассе. Правда, восстанавливать неподконтрольные Киеву территории, по словам Яценюка, не будут.
«Я думаю, что Украина не собирается тратить ни рубля на восстановление всего разрушенного. Украина собирается объединить эти территории под особым статусом для того, чтобы ими не заниматься. Необходимых денег, естественно, у Украины нет. Она хочет переложить это на плечи России. Им выгодно на полгода забыть об этих территориях, особенно на зимний период», – рассуждает военный эксперт.
По его мнению, если Россия за полгода все восстановит, то по весне Киев начнет с помощью переговоров «отжимать» эту территорию обратно себе. «А если никто не будет восстанавливать, то просто снимут с себя ответственность за то, что полгода ничем не занимались, потому что им не давали. И могут даже попытаться заново провести операцию», – рассуждает Шурыгин.
С середины апреля киевские власти проводили на Востоке Украины «спецоперацию» для подавления протестного движения в Донбассе. Использовали тяжелую артиллерию и боевую авиацию. По последней информации ООН, с середины апреля на Украине были убиты более двух с половиной тысяч мирных жителей, около шести тысяч ранены.