Нынешняя ситуация на Украине «однозначно может повлиять и уже повлияла» на взаимную торговлю между ТС и Украиной, заявил министр Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев. «То, что сегодня происходит (на Украине), печально, трагично, но вместе с тем во многом закономерно отражает итоги той экономической и не только экономической политики, которую проводило руководство в течение последних нескольких лет. На взаимную торговлю это повлияло негативным образом, о чем мы еще говорили осенью», – сказал Слепнев.
То, что сегодня происходит на Украине, печально, трагично, но закономерно отражает итоги экономической политики
Еще два года назад (в 2011 году) совокупный товарооборот между странами Таможенного союза и Украиной превышал 60 млрд долларов (из них 50 млрд – с Россией). В 2012-м он сократился на 4,7%, составив немногим более 58,3 млрд долларов. За 10 месяцев 2013 года товарооборот Украины с СНГ рухнул на 25%, с Россией за весь 2013 год – на 12,3%.
Слепнев констатировал, что можно вводить или отменять запреты по взаимной торговле, но когда бизнес стран Таможенного союза перестроился с украинского рынка на другие, вернуть его административными методами назад, к прежнему уровню торговых отношений с Украиной, невозможно.
По его словам, доверие к взаимоотношениям с украинскими партнерами уже и раньше снизилось, а теперь «оно вместе со всеми рейтингами находится вообще в непонятном состоянии». «Если уже бизнес-авиация упорхнула из киевского аэропорта, как передают новостные агентства, то тем более можно понять, что в головах (у бизнеса ТС) по поводу партнерства и взаимодействия», – заметил Слепнев.
Ранее в пятницу международное рейтинговое агентство Standard & Poor's из-за резкого ухудшения политической обстановки в стране понизило суверенный кредитный рейтинг Украины с CCC+ до преддефолтного уровня CCC с «негативным» прогнозом. Это на 8 ступеней ниже инвестиционной категории. Усиление политического кризиса и отсутствие значительных позитивных изменений на Украине может привести страну к дефолту, считают аналитики Standard & Poor's. Еще одна ступень – и Украина получит рейтинг, как в конце 2000-х получила Греция.
Обострение политической ситуации ведет к проблемам с обслуживанием и погашением госдолга, при этом Киев может и не получить ожидаемую поддержку от Москвы. На этой неделе Россия обещала выдать второй транш кредита, выкупив украинские облигации на 2 млрд долларов до эскалации конфликта, однако после событий на Майдане решила не торопиться. В нынешней ситуации нет понимания, как эти средства будут потрачены и как будут возвращаться, объяснил в интервью Bloomberg в Гонконге глава Минфина РФ Антон Силуанов. «Нужно дождаться прояснения и стабилизации ситуации», – сказал министр финансов.
По словам Слепнева, России предстоит приложить максимум усилий, чтобы возобновить с Украиной взаимовыгодное экономическое сотрудничество и восстановить кооперационные связи. «Это очень серьезный вызов, печальная ситуация, и мы будем иметь долгие и тяжелые последствия (для взаимной торговли)», – сказал Слепнев.
Глава Минсельхоза РФ Николай Федоров указал, что политический кризис на Украине может негативно отразиться на сельхозпроизводителях страны. По его словам, пока заметных остановок или задержек для двустороннего оборота в аграрном секторе не наблюдается, однако такая угроза сбоев поставок продовольствия, в том числе на российский рынок, есть, при этом «она не только теоретическая, но практическая».
Если это произойдет, то российский потребитель, по его словам, не пострадает. «Мы компенсируем за счет других поставщиков из других стран», – говорит Федоров, добавляя, что на это РФ не потребуется много времени.
Но вот украинские фермеры могут потерять рынок сбыта. Это сулит большие потери украинским сельхозтоваропроизводителям, которые ежегодно поставляют агропродукции в РФ на 70 млрд рублей, отметил Федоров.
«Россия – важнейший партнер Украины. В разные времена Россия занимала от 20 до 30 процентов в общей структуре украинского экспорта. Больше половины украинского экспорта – это металл и химия, ресурсы с низкой добавленной стоимостью. В РФ уходит три четверти машиностроительного экспорта страны, потому что с Россией есть отработанные связи, оставшиеся еще с советских времен», – рассказывает газете ВЗГЛЯД директор Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Национальной академии наук Украины Олег Устенко.
Снижение украинского экспорта в Россию отмечается уже несколько лет, поэтому политический кризис лишь усугубит тенденцию. «За прошлый год импорт в Россию из Украины сократился на 12%. А в 2012 году его сокращение было лишь немногим меньше и составило 9,4%. Таким образом, это тенденция, не имеющая четкой связи с «политикой», – считает аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов.
По его оценке, украинский экспорт в Россию сократился примерно на 2 млрд долларов. Это снижение он связывает с постепенной деградацией украинской промышленности и особенностями функционирования Торгового союза. «Украина отказалась к нему присоединиться, хотя российские политики и экономисты предупреждали о негативных экономических последствиях. Для нашей страны сокращение торговли с Украиной не критично. Ее доля во внешнеторговом обороте России составляет всего 4,7%», – отмечает Лукашов.
Из-за сокращения торговли пострадали в первую очередь «остатки украинского машиностроения и металлургические компании, доля которых в импорте составляла почти половину», отмечает Лукашов.
«Однако с 2012 года в отношении Украины вводились различные ограничения, которые сильно ударили по экспорту, основной удар был нанесен по машиностроению Украины. Любое снижение экспорта сказывается и на экономическом росте Украины, и на занятости населения», – отмечает Устенко. «Объективные причины ограничения торговли связаны с тем, что Россия пять лет назад начала реализовывать проекты по импортозамещению и во второй половине 2013 года начала получать эффект от этого», – объясняет экономист.
Яркий пример тому – ограничение экспорта вагоностроительной продукции Украины в Россию в октябре прошлого года. На Украине расположены четыре крупнейших завода этой отрасли: Азовобщемаш, Днепровагонмаш, Крюковский вагонзавод и Стахановский вагоностроительный завод. Российский рынок – главный рынок сбыта для них. Потери украинских заводов от этих запретов, по экспертным оценкам, составляют не менее 50 млн долларов в месяц, или 600 млн долларов в год.
Как говорит Устенко, почти три четверти украинского машиностроительного экспорта приходится на Россию. Объем всей украинской экспортной продукции оценивается в 7 млрд долларов, из них на экспорт вагонов приходится порядка 1 млрд долларов, или 0,5% ВВП страны.
Но самое страшное, что удар по вагоностроителям Украины – это, возможно, только начало, считает экономист. «Россия начинает реализовывать программы импортозамещения украинской продукции и в других сферах машиностроения. Я не удивлюсь, если скоро мы увидим подобный эффект в приборостроении, автомобилестроении, производстве турбин и электрогенераторных установок и более сложной техники», – отмечает Устенко.
«Черным» периодом для украинского экспорта стало также решение России ввести утилизационный сбор для импортных автомобилей, который не распространялся только на членов Таможенного союза. Сейчас эта ситуация изменилась – те, кто собирает машины в России, Казахстане и Белоруссии, также обязаны платить «живыми» деньгами этот сбор, но тогда, в 2012 году, украинский экспорт обрушился сразу более чем на 1 млрд долларов, или на 20%.
Насколько важны для Украины связи с Россией, показал торговый кризис в августе 2013 года, когда Москва устроила торговую мини-войну, практически остановив на несколько дней украинский экспорт в страну. Как подсчитывали в Федерации работодателей Украины, потери страны от блокировки товаров могли составить 2–2,5 млрд долларов за полгода, а это целых 1,5% ВВП страны.
Однако все эти ограничения не означают, что Украина потеряла российский рынок, уверен Олег Устенко. «Я не считаю, что снижение экспорта в Россию – это устойчивая тенденция. Я думаю, что Россия будет стабильно занимать 20% в украинском экспорте еще длительное время», – говорит экономист.
Лукашов также не склонен драматизировать ситуацию. «Никто специально торговых отношений с Украиной не разрывал и каких-либо санкций не вводил. Она не вступила в Таможенный союз и лишилась права беспошлинной торговли. Все остальное сделал рынок, как любили говорить наши либералы в начале 90-х. Ничего личного. Если Украина начнет производить качественные товары по разумным ценам, то товарооборот быстро восстановится», – резюмирует Дмитрий Лукашов.
Кроме того, Украина своей политической нестабильностью отпугнет россиян от ведения там бизнеса не так надолго, как тех же американцев или европейцев. «Если американцы и европейцы поставили инвестиции на Украину в дальний список ожиданий, то россияне временно приостановили – и сразу продолжат активно инвестировать, как только увидят стабилизацию в стране», – считает Олег Устенко.
Российский бизнес, в отличие от западных инвесторов, объясняет он, не так сильно пугают три главные проблемы инвестиционного климата Украины – коррупция, судебная система и административные барьеры для бизнеса, потому что он имеет схожие проблемы в своей стране.