Экономия бюджета России от переноса на более поздний срок части расходов по государственной программе вооружений (ГПВ) до 2020 года с отказом от кредитных схем может составить от 250 млрд до 1,155 трлн рублей. Такие оценки содержатся в итоговом отчете по оценке эффективности расходов федерального бюджета на 2014–2016 годы и представлению предложений по их оптимизации.
Сейчас правительство стоит перед непростым выбором – где-то придется подрезать наши предполагавшиеся ранее расходы
Доклад, подготовленный по результатам работы экспертов Высшей школы экономики и Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ, опубликован на сайте Минфина.
В докладе публикуются меры, которые Минфин поддерживает, которые сохраняют свою актуальность и которые ведомство не поддерживает. Перенос сроков части расходов госпрограммы вооружений на более поздний срок – это мера, которая относится к категории «сохраняющей актуальность».
Надо сказать, что Минфин еще в июне предложил перенести часть расходов по госпрограмме вооружений на три года вперед. Президент Владимир Путин де-факто согласился с предложением ведомства. А в июне Антон Силуанов говорил, что Минфин и Минобороны договорились о переносе части расходов по госпрограмме вооружений на период после 2016 года.
При этом на днях Путин признал, что правительству придется сократить расходы по ряду программ: «Сейчас правительство стоит перед непростым выбором – где-то придется уже заранее исходить из реалий и где-то подрезать наши предполагавшиеся ранее расходы».
Бюджетный маневр
Эксперты в докладе посчитали, что можно сократить расходы бюджета на госпрограмме вооружения и гособоронзаказе на целых 5,7 трлн рублей в 2016–2020 годах.
Сейчас цель госпрограммы вооружения – к 2015 году достичь доли современных вооружений в 30%, а к 2020 году – 70%. На это выделяется 20,7 трлн рублей, из которых 19 трлн приходится на госпрограмму вооружения. При этом сейчас доля современных средств в парке вооружения и военной техники по стратегическим ядерным силам составляет около 20%, а по силам общего назначения не превышает 10%, о чем не раз заявлял бывший замминистра обороны Владимир Поповкин. Для сравнения: в армиях ведущих зарубежных государств эта доля составляет 30–50%, говорится в докладе.
«Если сведения Минобороны России о ситуации в армиях ведущих стран мира верны, то выходит, что уже к 2016 году Россия должна будет достичь их уровня, а к 2020 году – существенно его превзойти», – говорится в докладе. Поэтому эксперты предлагают снизить целевой показатель госпрограммы вооружения с 70% до 50%, то есть до верхнего предела мирового уровня. Только один этот момент поможет сократить расходы бюджета на госпрограммы вооружения и гособоронзаказ на целых 5,7 трлн рублей в 2016–2020 годах.
При этом бюджет сможет сэкономить и в более близкой перспективе – в 2014–2016 годах. Эксперты посчитали, что при плановом росте выпуска ОПК на 15,8% в год весь объем госпрограммы вооружения на 19 млрд рублей можно выполнить уже к 2015 году. При условии, что каждый год цены на военную продукцию будут расти на плановые 10,5%.
Однако эксперты считают такой план выпуска ОПК слишком оптимистичным, а также сомневаются, что цены на военную продукцию будут показывать столь высокий рост. По их оценкам, ОПК реально может увеличивать выпуск продукции на 10% в год и освоить лишь 14,6 трлн рублей (только 77% от утвержденного госпрограммой объема) при росте цен на военную продукцию, как в 2011 году – на 9% в год. При этом МЭР РФ ожидает, что в 2014 году цены на продукцию военного назначения будут расти скромнее – всего на 5,7%. В итоге возможности ОПК по выпуску еще больше снизятся.
Эксперты посчитали, что даже при плановом росте производства ОПК (15,8% в год) если цены на военную продукцию вырастут лишь на 9%, а не на 10,5% (как ожидается по плану), то бюджет уже сэкономит 250 млрд рублей в 2014–2016 годах. А если поставить перед ОПК меньшую цель – увеличивать объем производства на 10% в год, при этом взять более реальный рост цен на военную продукцию в 5,7% в год, то бюджет за эти три года сможет сэкономить почти 1,2 трлн рублей.
Если быть точным, то в 2014 году расходы бюджета сократятся на 230,4 млрд рублей, в 2015 году – на 371,4 и в 2016 году – на 553,5 млрд рублей, приводятся подсчеты в докладе.
Стоит сказать, что сокращение расходов бюджета за счет программы вооружения – это лишь часть бюджетного маневра, предложенного Минфином. В июне Силуанов предложил также оптимизировать бюджет за счет снижения трансферта Пенсионному фонду, в частности благодаря отмене льгот по уплате страховых взносов. Пенсионная реформа должна дать дополнительные ресурсы: в 2014 году – 470 млрд рублей, в 2015 году – 672 млрд рублей, в 2016 году – 624 млрд, подсчитывал Силуанов. То есть за счет этого маневра планируется сократить расходы в 2014–2016 годах на 1,766 трлн рублей.
В 2014 году расходы должны были быть в 14,2 трлн рублей с дефицитом доходов около 200 млрд рублей. Теперь расходы на 2014 год Минфин предлагает сократить на 400 млрд до 13,8 трлн. В 2015 году планировалось сбалансировать бюджет – расходы и доходы должны быть на уровне 15,6 трлн рублей. Теперь расходы предлагается сократить еще на 400 млрд рублей до 15,2 трлн рублей (а доходы сокращаются на 900 млрд рублей до 14,7 трлн рублей). В 2016 году доходы и расходы составят 15,7 трлн и 16,3 трлн рублей соответственно.
Еще меры оптимизации
Минфин поддерживает применение с 2014 года меры «обеспечения сопоставимости показателей отчетного, текущего и очередного финансового года и планового периода» для обеспечения прозрачности бюджета. В пример приводятся бюджеты США и Германии, где имеется четкое сопоставление показателей расходов, доходов и т. п.
Минфин также поддерживает предложение с 2014 года выделить в отдельную строку расходы на военнослужащих, проходящих службу по призыву. Сейчас расходы на них скрыты в общих расходах на военный персонал, что затрудняет контроль и определение размеров денежного довольствия.
Минфин поддерживает идею сократить число управлений и департаментов центрального аппарата Минобороны России, дублирующих функции друг друга
Плюс ведомство согласно рассмотреть законность и обоснованность принятых прежним руководством Минобороны России решений о дополнительных выплатах из бюджета. «Предыдущий министр обороны оставил после себя противоречивое наследие, в том числе приказы о выплатах за счет средств федерального бюджета физическим лицам, принятые с нарушениями действующего законодательства, а зачастую и в условиях конфликта интересов», – говорится в докладе.
Только в 2013 году расходы бюджета на эти приказы составят 69 млн рублей. В этом году отменить их уже не удастся, но с 2014 года – вполне реально. В итоге экономия бюджета составит не менее 69 млн рублей в следующем году.
Наконец, Минфин поддерживает идею сократить число управлений и департаментов центрального аппарата Минобороны России, дублирующих функции друг друга. За счет сокращения штата центрального аппарата Минобороны в 2014 году можно на 10% уменьшить расходы Минобороны на их содержание и сэкономить не менее 1,2 млрд рублей бюджетных средств.
Пятая мера, поддерживаемая Минфином, – создание в Минобороны статистического отдела или лаборатории из 50 человек, 49 из которых стоит взять из Росстата, по образцу Франции и Великобритании. Сейчас у ведомства нет качественной статистики, что сказывается на качестве бюджетной заявки ведомств, указывается в докладе.
«В целом ситуация характеризуется явным отставанием Минобороны России в статистическом отношении от оборонных ведомств ведущих европейских стран, что зачастую вынуждает его руководство, а затем и руководство страны принимать решения вслепую, как видно на примере с разработкой государственной программы вооружения на 2011–2020 годы», – говорится в документе.
Во Франции, например, имеется Экономическая обсерватория министерства обороны Франции, где работают 13 человек, а в Великобритании – Британская аналитическо-консультационная служба министерства обороны, где работают более 50 человек.
Тайны за семью печатями
В число не поддерживаемых Минфином мер по оптимизации расходов бюджета на 2014–2016 годы попала идея раскрыть часть закрытых расходов в бюджете как противоречащих закону «О гостайне». Доля закрытых расходов федерального бюджета достигла в 2013 году 14,2%. При этом они попадают в те разделы и подразделы классификации расходов, где их быть в принципе не должно, указывается в докладе.
По закону «О гостайне», в бюджете можно засекречивать «сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму, что не позволяет никаким образом оправдать, например, 11% секретных и совершенно секретных расходов в сфере ЖКХ», говорится в докладе.
Кроме того, Минфин не поддержал предложение публиковать макроэкономические показатели гособоронзаказа Минобороны и всех остальных силовых ведомств по примеру МЧС (вплоть до типа вооружения и военной техники). Ведомство также против опубликования ежеквартальных отчетов о ходе выполнения гособоронзаказа и т. п.
При этом с 2016 года Минфин считает актуальной идею вдвое сократить численность ВС: с нынешних 1 млн (по данным на 2008 год) до 500 тыс. человек. Отношение численности военнослужащих к численности населения в Германии составляет 0,23%, в Великобритании – 0,29%, во Франции – 0,35%, что применительно к численности населения России (143,3 млн) будет соответствовать 330 тыс., 416 тыс. и 502 тыс. человек.
«Главный источник бюджетной экономии сегодня – повышение эффективности госрасходов. Речь, в частности, об оптимизации затрат на мегастройки, урезании дотаций крупным компаниям, например РЖД и другим. Возможности по сокращению расходов здесь очень существенны. Однако это длинный и тернистый путь, поэтому не факт, что правительство прибегнет к нему в первую очередь», – говорит газете ВЗГЛЯД главный специалист анализа рынков брокерского дома «Открытие» Алексей Павлов. При этом достаточно ли будет экономии только на программе вооружений, зависит от многих факторов, в первую очередь от нефтяных цен, добавляет он.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ