«Конфликт неконструктивен, поэтому мы решили завершить его по-джентльменски, путем снятия взаимных претензий», – говорит президент банка «Тинькофф Кредитные Системы» Оливер Хьюз.
Шутка зашла слишком далеко. Конечно, я не рекомендую подобным образом поступать другим людям
«В 2008 году это была просто шутка, когда я составил свою форму анкеты и предоставил ее в банк вместо официального бланка. Но шутка зашла слишком далеко. Конечно, я не рекомендую подобным образом поступать другим людям. Перед получением кредита надо много раз подумать и изучить условия банка, но, если уж согласился, то следует выполнять условия», – говорит Дмитрий Агарков. Слова обоих приводит сайт банка.
Противостояние банка и воронежца вышло на свет на прошлой неделе, о нем сообщило РИА Воронеж. Но ему предшествовала целая история. В 2008 году Агарков получил от банка Олега Тинькова в письме по почте предложение оформить кредитную карту. Для этого нужно было заполнить заявление-анкету, а потом отправить по почте по адресу, который был указан на конверте.
Дмитрий Агарков, в прошлом имевший неприятности с выплатами по кредитной карте и прошедший через суды, которые он проиграл, решил предложить банку новые условия договора, которые разместил на своей странице в интернете. Он отсканировал анкету, которую ему прислал банк, и в части с мелким шрифтом изменил условия договора, предложенные организацией, на свои собственные.
Он указал, что процентная ставка за пользование кредитом и комиссия за выдачу наличных средств составляют 0%. А также прописал, что «клиент вправе не оплачивать все комиссии и платы, предусмотренные тарифами». Также Агарков вместо сайта банка www.tcsbank.ru сослался на свой сайт – www.tcsbank.at.ua, подтвердив, что «с действующими Общими Условиями и Тарифами, размещенными в сети Интернет, ознакомлен».
Что касается этих условий, то Агарков сделал их максимально удобными для себя. «Банк не имеет права вносить изменения и дополнения в настоящие Общие Условия в одностороннем порядке. В случае изменения, дополнения, замены Общих условий в одностороннем порядке Банком Банк выплачивает компенсацию Клиенту в размере 3 000 000 (три миллиона) рублей за каждое очередное изменение, дополнение, замену Общих условий», – указал Агарков. При расторжении договора в одностороннем порядке он прописал компенсацию от банка в размере 6 млн рублей.
Банк «Тинькофф Кредитные Системы» вскоре после этого прислал утвержденную копию анкеты-заявления и свою кредитную карту, которой Агарков воспользовался. Впоследствии банк объяснил выдачу карты по договору, исправленному клиентом, технической ошибкой.
После того как банк в 2012 году попытался через суд взыскать с воронежца с учетом просрочек, комиссий и штрафов более 45 тыс. рублей, Агарков предоставил суду договор, подписанный банком, и озвучил условия с сайта. Этот договор суд счел законным, установив, что клиент имел полное право, как одна из сторон, предлагать свои условия. Агарков вернул банку только 19 тыс. рублей – сумму основного долга.
А затем потребовал, чтобы банк исполнил свои обязательства. То есть выплатил за изменения условий и тарифов в одностороннем порядке по 3 млн за каждое, всего 24 млн рублей. Правда, подал он иск только на 900 тыс. рублей. В ответ банк ТКС попросил отменить делопроизводство по причине истечения срока давности договора.
Владелец банка «Тинькофф Кредитные Системы» Олег Тиньков отреагировал у себя в Twitter крайне резко: «Пора прекратить «алмазный сон» и грeзы про 24 миллиона. Никто ничего у нас не выиграет, это мечта разбогатеть. Так что доточите и спать :-)». Он добавил, что, по мнению юристов банка, истец получит четыре года тюрьмы за мошенничество. «Мы видим в этом случае признаки мошенничества со стороны клиента. Юристы банка рассматривают вопрос об инициации уголовного дела», – заявили после этого представители банка.
После этого Агарков сообщил, что собирается уехать за границу из-за заявления Тинькова. «В ближайшее время я уезжаю за границу. После заявлений и угроз банкиров, в частности господина Тинькова, я опасаюсь за свою жизнь и вынужден покинуть Воронеж и Россию», – рассказал Агарков.
А уже в понедельник защита воронежца подала иск в Хорошевский суд Москвы о защите чести и достоинства. Сумма иска – также 900 тыс. рублей, которые Агарков обещал в случае победы перечислить детскому дому. К тому времени, по словам сотрудника юридического агентства «Консультант» в Воронеже, которое представляет интересы Агаркова, Александра Колбасина, он уже покинул Россию.
Что в итоге получил Агарков в результате примирения? «Поскольку Дмитрий не всегда хорошо относился к кредитным картам, мы выпустили для него дебетовую карту Tinkoff Black, по которой банк начисляет 10% годовых на остаток по карте и платит cash back до 30% по отдельным видам покупок», – сказал Оливер Хьюз.
Юристы оценивали по-разному шансы Агаркова выиграть в суде у банка. «Принципиально разрешить спор суд, скорее всего, должен был в пользу Агаркова, если бы не учел истечение исковой давности. Поэтому шансы были у обеих сторон, но, чисто теоретически, еще со времен Хаммурапи считается, что условия договора должны быть исполнены. Проиграв Агаркову, банк Тинькова мог понести серьезные репутационные потери, в том числе как структура, не выполняющая свои обязательства по договору. Поэтому с учетом рисков для обеих сторон оптимальным было заключение мирового соглашения», – сказал газете ВЗГЛЯД председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе.
«Шансы на победу были достаточно равны. Не стоит забывать, что истец рассматривал договор как шутку. Тем самым у него отсутствовало необходимое желание заключить договор. В странах континентальной правовой традиции иск Агаркова не был бы удовлетворен, если бы он признал факт шутки. В противном случае, в зависимости от доказательной базы шансы были бы 50 на 50», – отмечает научный сотрудник Берлинского университета имени Гумбольдта Илья Левин.
«За рубежом дело бы обстояло практически тем же самым образом, так как там уважение к договору очень высоко, но так же действуют процессуальные моменты в виде сроков давности и прочего», – отметил Константин Трапаидзе.