Евросоюз во вторник подаст в суд Всемирной торговой организации иск в отношении России в связи с утилизационным сбором на легковые и грузовые автомобили. Об этом заявили источники Reuters в дипломатических кругах ЕС.
У России не так много шансов отстоять свою правоту в этом разбирательстве, потому что действительно есть условия для нарушения конкуренции
В Минэкономразвития РФ заявили, что в курсе намерения ЕС инициировать разбирательство в рамках ВТО, заявила заместитель директора департамента торговых переговоров МЭР России Екатерина Майорова.
«К нам пока не поступали официальные документы об инициировании процедуры разрешения спора, но, действительно, в рабочем порядке коллеги из ЕС предупредили, что намерены эти документы передать в ВТО в ближайшее время. Мы ожидали такого развития событий», – цитирует ее Бизнес-ТАСС.
Это будет первый иск к России с момента ее присоединения к ВТО в августе 2012 года.
В МЭР уточнили, что правила ВТО отводят участникам спора 60 дней на мирное урегулирование, то есть на решение проблемы в ходе консультаций. Через 60 дней истец имеет право потребовать формирования третейской группы. «Если процедура будет инициирована ЕС сегодня, то уже 7 сентября она может перейти из стадии формальных консультаций в стадию собственно разбирательства в ВТО», – подчеркнула замдиректора департамента.
Россия ввела утилизационные сборы на легковые и грузовые автомобили с 1 сентября 2012 года. Сборы распространяются как на автомобили, которые импортируются в страну, так и на машины, которые собираются на территории России. Базовый размер сбора для легковых машин составляет 20 тыс. рублей, для грузовиков и автобусов – 150 тыс. рублей.
Таким способом Россия попыталась минимизировать потери от снижения таможенных пошлин (с 30% до 25%) для импортных автомобилей, что произошло после вступления в ВТО в августе 2012 года.
Что не нравится ЕС
Против самого факта введения утилизационных сборов и его суммы ЕС не возражал, так как это было подано под экологическим «соусом», в излюбленном духе европейцев.
ЕС возмутил другой факт. То, что оплачивать сбор «живыми» деньгами обязаны только импортеры. Тогда как автопроизводители, которые собирают машины в России, могли вместо уплаты сбора предоставить властям гарантии безопасной утилизации в будущем выпускаемых ими автомобилей, что они и сделали. По данным МЭР, в конце прошлого года в России из 316 автопроизводителей механизмом гарантий пользовались 186, остальные выплачивали утилизационный сбор. В частности, гарантии взяли на себя АвтоВАЗ, КамАЗ, группа «ГАЗ», Sollers и другие российские производители.
Евросоюз считает, что это дает преимущества российским производителям и ставит в неблагоприятные условия европейских производителей, что потенциально ограничивает международную торговлю и нарушает нормы ВТО.
ЕС заявил, что хочет, чтобы не было разницы между российскими автопроизводителями и иностранными по части утилизационного сбора. В мае ЕС предупредил, что начнет разбирательства в рамках ВТО по этому поводу, если вопрос не будет решен до 1 июля.
Сначала Россия решила пойти на уступки. Еще в декабре в ходе саммита России и ЕС президент Путин дал поручение проработать вопрос о выравнивании условий применения утилизационного сбора на автомобили.
В Минэкономразвития решили всех без исключения обязать платить живыми деньгами. Россия даже подготовила соответствующий законопроект «О внесении изменений в статью 241 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно нему, с 1 июля 2013 года механизм гарантии должен быть ликвидирован.
Причем утилизационный сбор должен был распространиться также на автомобили, которые выпускаются в Калининградской области, попадающей под процедуру свободной таможенной зоны, и автомобили, ввозимые из Казахстана и Белоруссии. Для членов Таможенного союза действовала льгота при импорте автомобилей в Россию.
Однако в завершившуюся весеннюю сессию Госдумы этот законопроект так и не был рассмотрен, причем он даже не выносился на профильный комитет.
«В результате переговоров между ЕС и Россией была достигнута неофициальная договоренность о распространении утилизационного сбора на отечественных производителей, но эта договоренность исполнена не была. ЕС подождал до окончания весенней сессии Госдумы, и как только сессия закончилась, сразу собирается подавать иск», – указывает газете ВЗГЛЯД руководитель практики таможенного права и внешней торговли Goltsblat BLP Владимир Чикин.
Шансов мало
#{smallinfographicright=595311}«ЕС имеет полное право подать иск в органы по разрешению споров ВТО на Россию, так как считает механизм взимания утилизационных сборов нарушающим справедливую конкуренцию», – говорит газете ВЗГЛЯД профессор НИУ ВШЭ и ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский.
«Иск ЕС является обоснованным, потому что правила ВТО запрещают любые формы протекционистской политики, в том числе налоговые и таможенные. Утилизационный сбор увеличивает стоимость продажи иномарки в России для конечного потребителя и не распространяется на отечественные автомобили, что образует состав запрещенного нормами ВТО деяния», – поясняет газете ВЗГЛЯД адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев. Если бы утилизационный сбор распространялся и на отечественного производителя, тогда оснований для удовлетворения иска ЕС не имелось бы, добавляет он.
По словам Портанского, как правило, стороны стараются до суда разрешить подобный спор. Россия также вела консультации с ЕС по этому вопросу еще с декабря прошлого года, но договориться не удалось.
«У России, на мой взгляд, не так много шансов отстоять свою правоту в этом разбирательстве, потому что действительно есть условия для нарушения конкуренции. У ЕС есть за что зацепиться. Кроме того, у Евросоюза огромный опыт в ведении таких дел, в отличие от России, которой будет сложно защищаться», – считает Портанский.
Аргументов в защиту у России немного. «Теоретически мы можем заявить о своем суверенитете и сослаться на возможность управлять своим государством так, как мы считаем нужным. Но в таком случае ВТО может указать на дверь нашей стране и вынудить заплатить штраф. Другой аргумент – это преследование благой цели защиты окружающей среды. Россия даже может сослаться на Стокгольмскую конвенцию об охране природы от 1972 года», – считает Антон Соничев.
За время существования органы ВТО рассматривали сотни таких разбирательств о нарушении конкуренции, и практика подобных дел также говорит не в пользу России. «К примеру, США были оштрафованы за то, что под предлогом охраны флоры и фауны законами запрещали ввозить на территорию страны отдельные продукты питания, которые добываются путем чудовищного истребления животных. Под этот закон попадала, в том числе, рыба, выловленная динамитом и сетями, а также животные, убитые с особой жестокостью. Но арбитраж сослался в данном случае на то, что защищать природу можно и другими, не фискально-таможенными мерами», – приводит пример эксперт «Общественной думы» Денис Рассомахин.
«Другое дело, что рассмотрение подобных споров длится месяцами, и в этот период стороны еще могут прийти к полюбовному соглашению. То есть Россия на этой стадии также может пойти на компромисс и изменить форму взимания утилизационных сборов, вернув условия справедливой конкуренции», – отмечает Портанский.
«Если Россия не пойдет на урегулирование спора, то может быть вынесено судебное решение не в пользу РФ. Ее могут не только обязать изменить схему взимания сборов, но также присудить выплатить компенсации убытков, которые понес Евросоюз», – не исключает Портанский.